Методика проведения словарной работы в начальной школе

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова".И. И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в область духовной жизни народа".

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу.

В дагестанской начальной школе практическое овладение русским языком невозможно без знания определённого количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Ученик должен уметь выбрать необходимое слово и правильно употребить его в речи в соответствии с высказываемой мыслью. Для этого, прежде всего, необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Методика проведения словарной работы с учащимися начальных классов на уроках русского языка как в русской, так и в национальных школах достаточно полно и доступно отражена в трудах М.Р. Львова, И.В. Баранникова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, В.Г. Горецкого, А.М. Айтберова, Г.Г. Буржунова и других.

Актуальность проблемы. Несмотря на наличие значительного количества работ по теме исследования, проблема остаётся актуальной и в теоретическом, и в практическом отношениях. По мнению опытных методистов, обогащение словарного запаса учащихся младших классов в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем хотелось бы.

Цель нашего исследования - на основе изучения методической литературы, опыта учителей и личного опыта на педпрактике в начальной школе в классах с многонациональным составом учащихся выявить эффективные способы работы со словом для пополнения словарного запаса младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения учащихся русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

изучить лингвистические и психолого-педагогические основы для обогащения словарного запаса учащихся;

выявить основные источники обогащения словарного запаса младших школьников;

словарная работа начальная школа

показать на отдельных примерах некоторые пути и приемы словарной работы, приемлемые для начальной школы, реализуя тем самым принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку;

выявить способы, какими учитель может обогащать речь учащихся, развивать у них языковое чутье, ибо наиболее важные ступени в овладении словом приходится на начальный период обучения.

Методологическую основу дипломной работы составили труды по методике русского языка, важнейшие положения о теории словарной работы, труды лучших педагогов и методистов, занимающихся данной проблемой.

Цель и задачи исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: если учитывать в процессе обучения русскому языку трудности усвоения значения новых слов и осуществлять работу по обогащению словарного запаса учащихся, эффективно использовать разнообразные виды словарных работ, то процесс усвоения программного материала по русскому языку в начальной школе будет достаточно эффективным.

Практическая значимость: материал из данного исследования может быть использован учителями и методистами начальных классов, а также студентами в ходе педагогической практики.

Материалы по педагогике:

Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...

Дидактическая игра, ее сущность. Классификация
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта; это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть. Игра — один из тех видов деятельности, который ...

Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...

Навигация