Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»

Материалы о педагогике » Методические особенности преподавания темы "Многообразие видов рыб" » Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»

Страница 1

Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб

Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихого» опроса; глобус с отметками путей миграции рыб.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная проверка (парами) содержания рабочих карт № 5, заполненных учащимися на предыдущем уроке.

2. Индивидуальный опрос.

Одновременно с фронтальной проверкой один ученик работает у доски по заданию: «Нарисуйте схему пищеварительной системы рыб и расскажите о значении основных органов этой системы».

Одновременно группа учащихся (3–4 человека) работает за отдельным столом с карточкой-заданием.

Карточка-задание

1. Обоснуйте утверждение: по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные, т.к.:

а) хорда у них ;

б) органы дыхания _;

в) кровеносная система и имеет _;

г) органы выделения _;

д) центральная нервная система разделена на _.

2. Поясните схему строения кровеносной системы рыб и направление движения крови в ней. Каково значение крови в жизни рыб?

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о строении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделы головного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы.

2. Безусловные и условные рефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы).

3. Самостоятельная работа учащихся по карточке-заданию.

Карточка-задание

Выпишите в тетрадь буквенные обозначения примеров безусловных и условных рефлексов:

безусловные рефлексы условные рефлексы _

А. При кормлении аквариумных рыбок каждый раз включали свет. Через некоторое время рыбки стали подплывать к кормушке при каждом включении света.

Б. В зоомагазине одновременно купили рыбок две подруги. Одна из них содержала рыбок в аквариуме со светлым песчаным, а другая – в аквариуме с темным каменистым дном. Через какое-то время рыбки в первом аквариуме стали заметно светлее, а во втором «потемнели».

Г. В кормушку аквариумным рыбам вместо корма бросали окрашенные под цвет корма бусинки, и рыбы хватали их.

Д. Аквариум разделили мелкой сеткой на две части, в каждой из которых содержалась группа рыб. В каждую половину поместили кормушку. Обычно корм в обе кормушки клали одновременно. Но если рыб кормили только в одной части аквариума, то во второй рыбки тоже подплывали к своей кормушке.

4. Особенности размножения рыб (рассказ учителя по плану):

а) отличительные особенности внешнего и внутреннего строения самцов и самок рыб;

б) время и место размножения разных рыб;

в) наружное оплодотворение;

г) число икринок, откладываемых во время нереста;

д) развитие икринок;

е) забота о потомстве (с использованием дополнительного материала);

ж) миграции проходных рыб (с использованием отмеченных путей миграции на глобусе).

III. Закрепление знаний

1. Заполнить рабочую карту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, и текста учебника.

2. Составить в тетради цепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верно составленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставится оценка.

3. Привести примеры сложного поведения рыб.

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 33 учебника.

2. Ответить на вопрос 3 к § 32.

3. Творческое задание: составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб.

Урок №2. Особенности размножения и развития рыб

Оборудование: таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в ...

Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...

Навигация