История возникновения проектного метода обучения

Страница 1

Нельзя сказать, что в сфере проектирования и построения подростковых школ ничего не делается. К настоящему времени создано много альтернативных вариантов традиционному обучению, классно-урочной системе, среди них проблемно-ориентированные, открытые, проектные методы обучения и т.д. Истории известен «Метод проектов» Д. Дьюи, Дальтон-план, «Новая школа» Френе, опыт А.С. Макаренко. В настоящее время реализуются программы «Школа диалога культур» Ю.С. Курганова, «Школа самоопределения» А.И. Тубельского, «Школа совместной деятельности» Г.Н. Прозументовой и другие.

Рассмотрим метод проектного обучения, с точки зрения технологии, в рамках которой возможно создание условий, удовлетворяющих основные потребности и задачи подросткового возраста.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

В общем, виде их главные идеи состояли в следующем:

· С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

· Деятельность строится не в русле учебного предмета;

· Опора на сиюминутные увлечения детей;

· Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге "Проектный метод" (изд-во "Бельц", Германия, 1997) ряд этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:

· участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

· участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

· участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

· участники проекта организуют себя на дело;

· участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

· участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Под руководством Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Идею проектного образования мы находим и у С.И. Гессена, который в «Основах педагогики» обосновал идею конкретно-практической деятельности как исходного пункта обучения. Среди принципов, выделенных Гессеном применительно к проектному методу обучения можно отнести:

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников
Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: пла ...

Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Навигация