Психологические и лингвистические основы развития словаря

Страница 1

Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач.

Язык стремится к стабильности, он консервативен, принимает новшества не сразу. Речь же допускает вольность.

Язык как средство общения - это прежде всего язык слов.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове заложен познавательный опыт предыдущих поколений. Словами называют конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства, эмоции, отношения.

В лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики. Ю.С. Степанов выделяет, во- первых, «связный звуковой ряд, образующий слово с внешней стороны,- звуковую, фонетическую оболочку слово или фонематическое слово; во- вторых, предмет, называемый словом; в- третьих, смысл, который слово вызывает в нашем сознании. Все три элемента связанны между собой…. слово называет или обозначает предмет; слово имеет смысл; смысл отражает свойства предмета в сознании человека.

Лингвисты различают грамматическое значение (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения) и лексическое значение, которое определяется как соотнесенностью слова с соответствующим понятием (что составляет ядро лексического значения слова), так и его местом в лексической системе языка ( т.е. различными связями слова с другими словами).

Значение слова состоит как бы из двух частей. Это, во-первых, можно выделить предметную особенность, т.е. обозначение предмета. Во- вторых систему абстракций и обозначений, т.е. система связей и отношений, которая выражается в слове. Например, слово стол указывает на

определенный предмет- стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня «стул», постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида. Человек пользуется, словами выбирая одно из возможных значений. Употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив.

С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть « единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». « Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».( Л.С. Выгодский). Взгляд на слово как на « феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.

Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать, различные смысловые и эмоционально- экспрессивные оттенки в зависимости своего сочетания с другими словами (например, значение слова «тяжелый» в предложениях: Тяжелый груз; Особенно тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале войны. Смирнов С.; За ними повсюду Всадник Медный тяжелой поступью скакал. Пушкин А.С.; Склонила тяжелую голову рожь. – Дягутите Я.) Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждое слово этой системы связанно различными отношениями с другими словами как по значению, так и по форме.

К лексическим единицам относятся синонимы (слова, разные по звуковому составу, но обозначающие одинаковые или близкие по значению явления действительности), антонимы ( слова, имеющие противоположные значения), тематические группы( слова одной и той же части речи, объединенные однородностью или близостью значения: мать, брат, отец, сестра и т. д. – название родства; идти, ехать, плыть, летать и т.д. – глаголы передвижения).

Вокруг каждого слова формируются смысловые ( семантические) поля, под которыми в лингвистике понимается совокупность слова, составляющих тематический ряд. По мнению В. А. Звегенцева, человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Понятие об образовании
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальн ...

Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей
Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных. Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры: «С ...

Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...

Навигация