Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, его самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом

Свободная устная речь опирается, прежде всего на владение достаточным словарным запасом.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов.

Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Развитие словаря способствует успешному обучению русскому языку в начальной школе. Чем богаче словарный запас ребенка тем легче ему овладеть умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И Соловьевой, М.М.Кониной, В.И. Яшина, Н.П. Иванова и д.р., и уточнены в последующие годы.

Также в словарной работе с дошкольниками существует два аспекта.

Первый аспект связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Этот аспект представлены прежде всего в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной.

Второй аспект: здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е. М Струниной и других).

Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время имеется достаточно много практических разработок применения к дошкольникам. Однако особенности знаний детей, условия воспитания различны и требуют изучения педагогических условий успешного развития словаря.

Объект исследования: процесс развитие речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание и методы развития словаря детей 5 –го года жизни.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

2.Составить серию занятий в процессе апробации, которых выявить их эффективность.

Методы исследования :

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Беседы с детьми с целью выявления уровня развития словаря.

3.Опытно- практическая работа.

Материалы по педагогике:

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с р ...

Как возникло и развивалось оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать ка ...

Навигация