Модель процесса формирования культуры делового общения

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Модель процесса формирования культуры делового общения

Страница 2

Для современного конкурентоспособного специалиста, на наш взгляд, недостаточно лишь знаний по своей специальности. Сегодня актуальной является проблема интеграции фундаментального образования и профессионального обучения. Подобная интеграция имеет целью подготовку всесторонне образованного специалиста, способного гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. Д. В. Чернилевский и О. К. Филатов так определяют свойства конкурентноспособного специалиста.

В.И. Андреев добавляет к вышеперечисленным характеристикам коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству.

Разновидностью текстовой модели, активно разрабатываемой в настоящее время отечественными учеными, является квалификационная характеристика специалиста. Квалификационная характеристика - это документ, определяющий обобщенные требования к совокупности основных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту. Этот документ является основой разработки учебных планов, программ организации учебного процесса. Как показал анализ квалификационных характеристик, в большинстве своём они составлены эмпирическим путем. Чтобы сформировать работника, соответствующего тенденциям развития общества на современном этапе, следует на основе глубокого анализа определить, какими качествами, знаниями, умениями, навыками сегодня и в перспективе одолжен обладать, на выполнение каких функций должен быть ориентирован. Так возникает проблема моделирования профессиональной деятельности специалиста.

В психолого-педагогических работах зарубежных учёных большое место отводится разработке путей и методов, а также конкретных методик по формированию профессионально компетентного работника в той или иной области современного производства (Ш. Дерри, Д. Керби и др.).

Ряд работы, проведенных под руководством Президента Международного центра прогнозирования М. Сетрона, дают основания полагать, что успех компетентному работнику в будущем обеспечат умения и качества, характеризующие самостоятельность личности, сочетающуюся с активным взаимодействием личности в группе; навыки межличностного общения и коммуникативность, позволяющие налаживать деловые контакты и обсуждать результаты решения различных проблем.

Вопросы профессиональной компетентности в отечественной психолого-педагогической науке рассматривались различными авторами. Профессиональная компетентность понимается как:

- совокупность профессиональных умений человека как субъекта деятельности, его способность практического использования этих умений в профессиональной деятельности;

- форма исполнения профессиональной деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам личности, её самооценке, отношению к труду;

- уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления.

Обобщив эти подходы, мы сделали вывод о том, что говорить о профессиональной компетентности можно лишь при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мира личности - потребностей, установок, профессиональных ориентаций и мотивов деятельности, представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности.

Названные характеристики, независимо от методологической основы, можно назвать общими, т.е. характерными для профессиональной компетентности в целом, применительно в большей или меньшей степени к любой профессиональной деятельности.

Статическая модель характеризует объект лишь в определенный момент времени и выступает в процессе познания как его «снимок», как «сечение», а любой процесс рассматривается как его «обрывки», поскольку остаются неизвестными ни его исходное состояние, ни конечный результат. Сущность динамической модели состоит в установлении взаимосвязей между целями формирования каждого из компонентов модели в конкретный момент времени; фиксации определенной последовательности новообразований в них; последовательности изменений за то или иное время. В русле этого процесса выстраиваются содержание, формы, методы, результаты деятельности воспитателей и воспитанников. Такая модель призвана ориентировать процесс обучения, определять его конкретные цели и пути их достижения.

Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи учебно-воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми изменениями в формировании культуры делового общения.

Формирование культуры делового общения зависит как от самих студентов, их убежденности в необходимости такой работы, так и от преподавательского состава университета, который организует и направляет эту деятельность в процессе обучения и воспитания. Поэтому зона формирования нами очерчена процессами саморазвития (самовоспитания) и обучения и воспитания (в учебном процессе университета). В качестве важнейшего компонента этого процесса выделено осознание проблемы и возникновение потребности в овладении культурой делового общения.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Принципы и методы организации педагогического действия
Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда ...

Закаливание воздухом
Воздушные закаливающие процедуры могут применяться как в состоянии покоя, так и в сочетании с физическими упражнениями. Об эффективности занятий физическими упражнениями на открытом воздухе свидетельствуют многочисленные исследования: улучшается функциональное состояние терморегуляторного аппарата, ...

Знания и умения, которые должны иметь учащиеся
Так как точные результаты получаются при сравнении количеств, то нужно обозначить условными единицами знания и умения, подлежащие усвоению. Это обозначение условное. Например, учащиеся должны знать: химический знак кислорода, формулу молекулы, атомную массу, молекулярную массу кислорода. Всего четы ...

Навигация