Модель процесса формирования культуры делового общения

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Модель процесса формирования культуры делового общения

Страница 1

Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощённых моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знания.

Существует мнение, что «содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем». Одним из основных этапов этого процесса можно назвать моделирование. Термин «моделирование» в педагогику вошел из технического знания. Там он означал создание опережающей модели того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения, выявление всё большего числа факторов, влияющих на эти процессы, делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.

Обобщив опыт технического моделирования, преломив его через педагогическую науку, В. С. Безрукова выделяет общие принципы и порядок моделирования любых педагогических актов .

Принципы педагогического моделирования.

- Принцип человеческих приоритетов - центральным звеном модели является человек, ориентация на его личностные особенности, перспективы его развития. Это принцип гуманизации и природосообразности.

- Принцип саморазвития моделируемых систем означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. В педагогике практически невозможно создать очень точную статическую модель, потому как педагогическая деятельность - творческая, предполагает взаимодействие между людьми, каждый из которых - индивидуальность, требующая особенных подходов и методов воздействия.

Эти основные принципы определяют педагогическое моделирование, на их основе разрабатывается порядок создания модели.

Таблица 2

Порядок действия по моделированию педагогического объекта

Подготовительная работа

Разработка модели

Проверка качества модели

1.Анализ объекта моделирования

2.Выбор формы модели

3.Теоретическое обоснование моделирования

4. Методическое обеспечение

5.Пространственно-временное обеспечение

6.Материально-техническое обеспечение

7. Правовое обеспечение моделирования

8. Выбор системообразующего фактора

9. Установление связей и зависимостей компонентов

10.Написание документа

11.Теоретическое экспериментирование модели

12.Экспертная оценка

13. Корректировка

14. Принятие решения об использовании

Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. Педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования (М.И. Махмутов, С.Ф. Занько, Ю.С. Тютюнников). Она может быть взята непосредственно как модель, т.е. целевая идея, а может быть только источником её формирования.

Первичной качественно-описательной моделью специалиста является его профессиограмма, которая определяется как всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно-технические, санитарно- гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека. Ядром профессиограммы является психограмма профессии – описание тех требований, которые конкретная профессиональная деятельность предъявляет к психологической сфере личности.

Большое внимание в профессиографии уделяется рассмотрению профессионально важных качеств. Исследователи ПВК по-разному подходят к их классификации. Так, Ильина Т.А. выделяет абсолютно обязательные, очень важные и желательные. Качества, связанные с состоянием здоровья, исследователь относит к абсолютно обязательным. Ко второй группе можно отнести идейную убежденность, интерес к профессии, принципиальность, дисциплинированность, владение эмоциями, творчество, находчивость, терпение и т. д.

По мнению Е. А. Климова, «наиболее значимой является содержательная сторона личности: отношение к людям, обществу, труду, степень ответственности, инициативность, трудолюбие. Она может компенсировать недостаток специальных способностей, стимулировать развитие ряда профессионально важных черт».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка разви ...

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Структура урока с целью самостоятельного построения рассуждения по тексту
С целью формирования умений рассуждения в письменной речи на иностранном языке мы предлагаем следующую структуру урока: 1. Определение типа задания Предлагая учащимся тему эссе, нужно следить за тем, чтобы, прочитав задание, они могли определить, какой вид сочинения необходимо написать: письмо с вы ...

Навигация