Модель процесса формирования культуры делового общения

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Модель процесса формирования культуры делового общения

Страница 1

Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощённых моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знания.

Существует мнение, что «содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем». Одним из основных этапов этого процесса можно назвать моделирование. Термин «моделирование» в педагогику вошел из технического знания. Там он означал создание опережающей модели того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения, выявление всё большего числа факторов, влияющих на эти процессы, делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.

Обобщив опыт технического моделирования, преломив его через педагогическую науку, В. С. Безрукова выделяет общие принципы и порядок моделирования любых педагогических актов .

Принципы педагогического моделирования.

- Принцип человеческих приоритетов - центральным звеном модели является человек, ориентация на его личностные особенности, перспективы его развития. Это принцип гуманизации и природосообразности.

- Принцип саморазвития моделируемых систем означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. В педагогике практически невозможно создать очень точную статическую модель, потому как педагогическая деятельность - творческая, предполагает взаимодействие между людьми, каждый из которых - индивидуальность, требующая особенных подходов и методов воздействия.

Эти основные принципы определяют педагогическое моделирование, на их основе разрабатывается порядок создания модели.

Таблица 2

Порядок действия по моделированию педагогического объекта

Подготовительная работа

Разработка модели

Проверка качества модели

1.Анализ объекта моделирования

2.Выбор формы модели

3.Теоретическое обоснование моделирования

4. Методическое обеспечение

5.Пространственно-временное обеспечение

6.Материально-техническое обеспечение

7. Правовое обеспечение моделирования

8. Выбор системообразующего фактора

9. Установление связей и зависимостей компонентов

10.Написание документа

11.Теоретическое экспериментирование модели

12.Экспертная оценка

13. Корректировка

14. Принятие решения об использовании

Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. Педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования (М.И. Махмутов, С.Ф. Занько, Ю.С. Тютюнников). Она может быть взята непосредственно как модель, т.е. целевая идея, а может быть только источником её формирования.

Первичной качественно-описательной моделью специалиста является его профессиограмма, которая определяется как всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно-технические, санитарно- гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека. Ядром профессиограммы является психограмма профессии – описание тех требований, которые конкретная профессиональная деятельность предъявляет к психологической сфере личности.

Большое внимание в профессиографии уделяется рассмотрению профессионально важных качеств. Исследователи ПВК по-разному подходят к их классификации. Так, Ильина Т.А. выделяет абсолютно обязательные, очень важные и желательные. Качества, связанные с состоянием здоровья, исследователь относит к абсолютно обязательным. Ко второй группе можно отнести идейную убежденность, интерес к профессии, принципиальность, дисциплинированность, владение эмоциями, творчество, находчивость, терпение и т. д.

По мнению Е. А. Климова, «наиболее значимой является содержательная сторона личности: отношение к людям, обществу, труду, степень ответственности, инициативность, трудолюбие. Она может компенсировать недостаток специальных способностей, стимулировать развитие ряда профессионально важных черт».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Программированное обучение
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф, Скиннер при помощи линейных программ рассчитывал повысить эффективность управления учебным процессом. Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению м ...

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Навигация