Размножение и развитие рыб

Страница 1

Органы размножения. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополы. У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), у самцов — пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками. Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием.

Нерест. При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. В это время они перемещаются в места, более благоприятные для развития и потомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот, уходят из рек в море — это так называемые проходные рыбы. Для икрометания они проходят большие расстояния.

На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и, совершенно обессиленные, скатываются вниз по течению, многие из них при этом погибают. К проходным рыбам, постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят также осетровых и некоторых других рыб.

Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а для размножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан. Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.

Окунь достигает половозрелости на втором году. Его нерест начинается только после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нереста окраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях, старицах и других местах, мелких и без течения.

Самки выметывают икру, склеенную в виде лент, на водные растения. Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

Развитие. Оплодотворенная икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок — остаток запаса питательных веществ икринок. У окуня через 9—14 суток после оплодотворения личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться сперва микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными, взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослого окуня — это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через два месяца длина его достигает 2 см, а через год молодой окунь имеет длину около 10 см.

Забота о потомстве. Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому что при нересте самка окуня выметывает до (300 тыс. икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния.

Количество икринок у рыб других видов может быть еще большим, чем у речного окуня. Например, треска выметывает их несколько миллионов.

Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно небольшое количество икринок, но их икра, личинки и мальки в большинстве не погибают.

Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками.

Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыбок, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора, ремонтирует и движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не даёт им расплываться далеко от Гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Необходимость проведения коррекционно-речевой работы в общеразвивающих группах связана с тем, что до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные ...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Использование информационных технологий в развивающем обучении
В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. “Отработка” применяемых в сфере развивающего обучения ИТ должна ставить своей це ...

Навигация