Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

Материалы о педагогике » Использование пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения » Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

Страница 1

Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы просты в работе, снабжены удобным интерфейсом, почти не требующим дополнительного изучения. К наиболее популярным пакетам данного типа относятся Harvard Graphics, WordPerfect Presentations, Freelance Graphics, PowerPoint, Autor Wary и другие. Сравнение этих программных средств позволило сделать выбор в пользу MS PowerPoint – в силу его широкого распространения, быстроты освоения преподавателями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, кино и звуковых файлов.

Качество проведения занятий зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, в том числе и ПДГ, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

1. являются источником информации;

2. рационализируют формы преподнесения учебной информации;

3. повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

4. организуют и направляют восприятие;

5. обогащают круг представлений учеников, удовлетворяют их любознательность;

6. наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учеников;

7. создают эмоциональное отношение учеников к учебной информации;

8. усиливают интерес учеников к учебе путем применения оригинальных, новых технологий и техники;

9. делают доступным для учеников такой материал, который без ПДГ недоступен;

10. активизируют познавательную деятельность учеников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

11. являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

12. иллюстрируют связь теории с практикой;

13. создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

14. экономят учебное время, энергию учителя и учеников за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что экономится до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20% учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям

ПДГ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Рассмотрим, каким образом использование ПДГ в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.

Целенаправленность

заключается в том, что педагогическим процесс педагогического взаимодействия становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ПДГ, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. "Для ребят дошкольного возраста - писала Н.К. Крупская, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Такое же большое значение игре в жизни дошкол ...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Пересмотр ценностей, индивидуализация жизни позволяют человеку сегодня все меньше дорожить семьей или, напротив, считать ею такие сожительства, которые мало подходят под классическое определение понятия «семья». Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. На данный мо ...

Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...

Навигация