Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 2

° подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная).

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата:

° губы в «улыбке»;

° сделать «хоботок», удержать позу;

° сделать «лопаточку»;

° сделать «чашечку»;

° «иголочка» - «лопаточка»;

° поднять верхнюю губу;

° опустить нижнюю губу;

° сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Обследование состояния мимической мускулатуры:

° нахмурить, поднять брови;

° плотно сомкнуть веки, подмигнуть, попеременно закрывать глаза;

° выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо.

4. Состояние общей и пальцевой моторики:

° одновременно поворачивать кисти обеих рук, то ладонями, то тыльной стороной;

° правая – в кулак, левая – раскрыта, одновременно менять положение;

° «здороваться» с большим пальцем руки;

° сделать «колечки», «ушки», «рожки».

5. Обследование произношения:

° речевая реакция на оптический раздражитель;

° речевая реакция на акустический раздражитель;

° произношение звука в слогах, словах;

° характер нарушения произношения (отсутствие, искажение, замена, смешение).

6. Обследование слоговой структуры

° оптический и акустический раздражитель: кукла, волк, клубника, корабль, малина, телефон, конфеты, термометр, паутина, черепаха;

° повтори: «На перекрестке стоит милиционер», «Вдоль тротуара движется переполненный трамвай».

7. Обследование фонематического слуха:

° да-та, та-да-та, па-ба-па, са-ша-са, ра-ля-ля;

° хлопни в ладоши, если услышишь звук «ж» (лужа, живот, рука, жук);

° придумай слово со звуком «з»;

° где находится данный звук (начало, середина, конец слова).

8. Обследование звукового анализа:

° выдели первый согласный звук;

° определи количество звуков в слове;

° выделение последнего согласного;

° назови второй, третий, звуки в словах.

9. Состояние экспрессивной речи:

° выполнение инструкций: «Возьми кубик, положи на стол, а машину дай мне»;

° понимание приставочных глаголов: «Покажи, где мальчик поливает, выливает, переливает»;

° понимание инверсионных конструкций:

- Что раньше сделано? – Я умылся после того, как сделал зарядку.

- Кто приехал? – Петю встретил Коля.

° понимание сравнительных конструкций:

- Слон больше мухи. Муха больше слона.

10. Обследование активного словаря:

° названия детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;

° нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка? Сапоги – обувь, а шапка? Малина – ягода, а подберезовик? Комар – насекомое, а щука?

° подбор антонимов: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший;

° кто как передвигается: ласточка – летает, а лягушка? Далее кузнечик, щука, змея, воробей, еж:

° образование притяжательных прилагательных: хвост чей? Лисий, петушиный, беличий, волчий и т.п.;

° образование относительных прилагательных: сок из лимона – лимонный (из яблок, персиков, клубники и т.п.).

11. Обследование грамматического строя:

° составь предложение (бабушка, из, вяжет, шерсти, варежки);

° образование форм родительного падежа: чего много в лесу, саду;

° согласование числительного с существительным: сосчитай до 10-ти (гриб, белка, колесо);

° образование существительных множественного числа: я говорю про один предмет, а ты про много (коза, глаз, стул, рот, окно, воробей, болото, завод, хлеб, рука);

° употребление глаголов;

° действие с карандашом (где лежит карандаш?);

° образование уменьшительно – ласкательной формы существительного (кровать, рука, дом, стул, ложка, ковер, яблоко, нос).

12. Состояние просодики:

° голос (тихий, сиплый, назализованный, затухающий);

° темп (быстрый, замедленный);

° мелодико–интонационная сторона речи (выразительная, маловыразительная, монотонная);

° дыхание (прерывистое, шумное).

Сокращенный вариант заполненной речевой карты приводится в Приложении 1.

Таким образом, в результате проведенного обследования произносительной стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии нами получены данные, анализ которых приводится в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...

Дислалия в работах отечественных специалистов
В отечественной логопедии начала ХХ в. объем понятия дислалии не отличалась от зарубежных исследователей. Но уже в 30-50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения ...

Обобщающее повторение темы «Магнитные явления»
Повторение целесообразно провести в форме конференции. Темами сообщений могут быть следующие: История открытия магнитных свойств вещества Открытие магнитного поля тока. Опыты Эрстеда Магнитные поля в науке и технике Электромагниты, их применение в науке и технике Из истории изобретения электродвига ...

Навигация