Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.
В своей практике логопед использует принципы работы.
Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи. Процесс корригирующего обучения основан на общедидактических и специальных принципах.
Общедидактические принципы :
- воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности, индивидуального подхода.
Специальные принципы:
- этиопатогенетический (учет этиологии и механизмов речевого нарушения). Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
- системности и учета структуры речевого нарушения. Необходимо учитывать структуру речевого дефекта, определение ведущего дефекта.
- комплексности. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие важно при устранении всех сложных речевых нарушений.
- дифференциального подхода. Осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- поэтапности. Логопедическое воздействие это целенаправленный процесс, в котором выделяются различные последовательные этапы.
- онтогенетический. Учет закономерности и последовательности формирования различных форм и функций речи.
- учета личностных особенностей.
- деятельностного подхода. Учет ведущей деятельности.
- использования обходного пути. При нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья (зрение, тактильные нарушения).
- формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Цель обследования – выявление механизмов симптоматики и структуры нарушений произносительной стороны речи, на основании которых будут разработаны методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Обследование детей, страдающих стертыми формами дизартрии, базируется на основе диагностических материалов О.Е.Грибовой [4] и включает следующие этапы:
Ориентировочный этап.
Проводится сбор анамнестических данных, где отмечаются индивидуально топологические особенности ребенка; заключение медика, ПМПК и т.д.; данные о беременности, родах; выяснение жалоб и запросов родителей.
Диагностический этап.
1. состояния связной речи;
2. словарного запаса;
3. грамматического строя речи;
4. звукопроизношения;
5. слоговой структуры слова;
6. строения и функций артикуляционного аппарата;
7. фонематического восприятия.
Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда.
Прогностический этап.
На данном этапе, на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
Информирование родителей.
Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.
Во время проведения диагностического обследования используются следующие задания и упражнения.
Упражнения и задания для проведения диагностического обследования произносительной стороны речи ребенка
1. Обследование артикуляционного аппарата:
° губы (расщепление верхней губы, укороченная верхняя губа, толстые, тонкие, неполное смыкание губ, норма);
° зубы (редкие, мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность., вне челюстной дуги, недоразвитые);
° язык (толстый, не умещается во рту, узкий, распластанный, напряженный);
° прикус (открытый передний, открытый боковой);
° строение челюсти (прогения, прогнатия);
° нёбо (высокое, узкое, плоское, готическое, низкое, расщелина, куполообразное);
Материалы по педагогике:
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...
Класс
рыбы
При изучении темы «Класс рыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности низших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организации рыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяет познакомить школьников с отрядами ра ...
Почему оригами нравится учителям и детям
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! – Для занятий нужна только бумага и ваши знания! – С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть – Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей – ...