Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 1

Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В своей практике логопед использует принципы работы.

Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи. Процесс корригирующего обучения основан на общедидактических и специальных принципах.

Общедидактические принципы :

- воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Специальные принципы:

- этиопатогенетический (учет этиологии и механизмов речевого нарушения). Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

- системности и учета структуры речевого нарушения. Необходимо учитывать структуру речевого дефекта, определение ведущего дефекта.

- комплексности. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие важно при устранении всех сложных речевых нарушений.

- дифференциального подхода. Осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

- поэтапности. Логопедическое воздействие это целенаправленный процесс, в котором выделяются различные последовательные этапы.

- онтогенетический. Учет закономерности и последовательности формирования различных форм и функций речи.

- учета личностных особенностей.

- деятельностного подхода. Учет ведущей деятельности.

- использования обходного пути. При нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья (зрение, тактильные нарушения).

- формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Цель обследования – выявление механизмов симптоматики и структуры нарушений произносительной стороны речи, на основании которых будут разработаны методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Обследование детей, страдающих стертыми формами дизартрии, базируется на основе диагностических материалов О.Е.Грибовой [4] и включает следующие этапы:

Ориентировочный этап.

Проводится сбор анамнестических данных, где отмечаются индивидуально топологические особенности ребенка; заключение медика, ПМПК и т.д.; данные о беременности, родах; выяснение жалоб и запросов родителей.

Диагностический этап.

1. состояния связной речи;

2. словарного запаса;

3. грамматического строя речи;

4. звукопроизношения;

5. слоговой структуры слова;

6. строения и функций артикуляционного аппарата;

7. фонематического восприятия.

Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда.

Прогностический этап.

На данном этапе, на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

Во время проведения диагностического обследования используются следующие задания и упражнения.

Упражнения и задания для проведения диагностического обследования произносительной стороны речи ребенка

1. Обследование артикуляционного аппарата:

° губы (расщепление верхней губы, укороченная верхняя губа, толстые, тонкие, неполное смыкание губ, норма);

° зубы (редкие, мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность., вне челюстной дуги, недоразвитые);

° язык (толстый, не умещается во рту, узкий, распластанный, напряженный);

° прикус (открытый передний, открытый боковой);

° строение челюсти (прогения, прогнатия);

° нёбо (высокое, узкое, плоское, готическое, низкое, расщелина, куполообразное);

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Навигация