Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Ha 6 году жизни дети в своих играх, стремясь подражать взрослым, воспроизводят, что делает мама, папа, воспитатель детского сада; играют в магазин, почту, свою улицу (а перед этим с удовольствием готовят необходимые для игры предметы: товары, машины, макеты домов; распределяют роли).

К 7 годам темами сюжетно-ролевых игр становятся: жизнь фабрик, заводов, строительство, транспорт, школа, семья.

В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота их представлений о жизни, проявляется их наклонность к определенным занятиям, определяется отношение к окружающему и к окружающим; оформляются и закрепляются истоки тех отношений, которые в дальнейшем будут проявлены ребенком в жизни.

Если ребенок робок, замкнут, склонен к самоуничижению, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточен и т.д., сюжетно-ролевые игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе.

В этих играх должны повторяться ситуации его повседневной жизни: занятия, игры, отношения. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребенок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. Игры психологически готовят его к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях.

Темы сюжетно-ролевых игр должны быть разными и близкими для ребенка. Можно обыграть отношения и поведение членов семьи (кто, что делает дома после работы), особенности поведения за столом; приглашение гостей; на приеме в поликлинике; разговор по телефону; прогулка (предполагаемая); в магазине; в театре; занятия в детском саду; утренник и др. Это далеко не полный перечень тем сюжетно-ролевых игр, который можно предложить для использования на логопедических занятиях.

Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребенка игрой, определить задачи и последовательность игры (программирование поведения, отношений, речи ребенка), выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть.

Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Могут быть варианты описанной игры: ребенок-"хозяин" приглашает сразу многих "гостей", несколько детей приглашают в гости своих друзей, несколько детей ("мама", "папа", "сынишка", "дочь") встречают гостей (тоже "семью"), дети могут меняться ролями. Практически вариантов одной и той же игры много. Тем более, что одна и та же сюжетно-ролевая игра, проведенная с детьми второй раз, будет отличаться от первой уже потому, что дети привнесут в нее что-то новое от своей фантазии, новых наблюдений. Кроме того, мы по-разному можем и встретить гостей, изменить программу встречи.

На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются лишь тогда, когда логопед убеждается, что ребенок может уже свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы и пр. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.

Какое же значение имеют эти игры для детей с ФФНР:

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Современное понятие содержания образования, его цели и задачи
Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изуч ...

Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия
В нашем исследовании интеграция искусств выбрана для решения задачи развития музыкального восприятия у младших школьников. Развитие личности младшего школьника, формирование ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитани ...

Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит на только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания ...

Навигация