Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа

Материалы о педагогике » Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа

Страница 1

В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независимо от того прикладная у них специальность или теоретическая, гуманитарная или техническая, есть у них к этому способности или нет, хотят они этого или нет.

В 99% случаев преподаватель, входя в аудиторию, сталкивается с негативным отношением студентов к своему предмету еще до того как произнесет первые вводные предложения. Каждый раз преподавателю приходится убеждать студентов в необходимости и полезности для них философии, бороться с так называемой «нехорошей славой» философии среди студентов.

Самое распространенное мнение, которое можно услышать о философии от студента, это: «Я ничего не понимаю». Другими словами, еще до начала изучения философии у студента присутствует негативное мнение о ней и именно с таким отношением негативной предвзятости он приступает к изучению философии. В результате работа преподавателя заключается не только в непосредственном ознакомлении студентов с традицией философской мысли, но еще и в преодолении сопротивления студентов. Занимаясь преподаванием философии (в Уральском гос. пед. университете), я попыталась выявить возможные причины, по которым философия так нелюбима студентами:

Во-первых, возраст. 18-19 лет - возраст, когда нет достаточного жизненного опыта, отсутствует абстрактное и критическое мышление, а также способность рефлексировать. Кроме этого, современное общество потребления, нацеленное на формирование утилитарноориентированный тип личности, ведет к снижению уровня интеллекта, так как ценность обретают практические навыки и умения, а не универсальные знания. В результате, студент просто не готов к рассмотрению и исследованию сложных умозрительных вопросов.

Во-вторых, студенты вынуждены изучать философию в принудительном порядке. Обучение по любой специальности на сегодняшний день состоит из двух составляющих: федерального компонента, то есть, обязательной части, и регионального компонента, так называемой выборной части, но выбирается она не студентами, а руководителями факультета, института. В современной российской системе образования нет практики выборных курсов, когда студент сам выбирает набор предметов, которые он хотел бы изучать. Иными словами, студент вынужден изучать ту программу, которая составлена для его специальности.

В-третьих, отсутствие мотивации. Зачем студенты изучают философию? Слишком малое количество студентов нацелено пусть не на изучение, но хотя бы на ознакомление с философией. И еще меньше представляют себе, для чего философия им преподается. Никто не рассказывает, не объясняет студентам смысл и назначение преподаваемых им курсов. Эта задача перекладывается на плечи преподавателя того или иного предмета непосредственно в процессе обучения.

В-четвертых, неправильное изложение философского знания. В качестве таких неправильных моментов можно выделить:

в курсе философии преподается, как правило, история философии, а не систематический курс, где обнаруживаются смысло - и целеполагающие проблемы бытия, предполагаемые пути и эволюция взглядов на их решения;

философия преподается однообразно, то есть, на всех специальностях единый, унифицированный курс философии и никаких акцентов в соответствии со специализацией. Другими словами, изучая курс философии, студент не знает, чем именно ему в его дальнейшей деятельности могут пригодиться полученные знания.

В-пятых, курс философии отдален от практической повседневной жизни студентов. Современное информационное общество характеризуется высокой скоростью протекаемых процессов и их смены. То, что имело ценность и значение вчера, может оказаться совершенно неважным сегодня. В связи с этим, многие философские системы выглядят безнадежно устаревшими, чересчур отдаленными и возвышенными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...

История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции, Квинтилиан – ...

Кружковые занятия по математике и методика её проведения
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъя ...

Навигация