Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 5

Образование приставочных глаголов:

летает - улетает, пролетает и т.д.

ходит - .

Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Проведение обследования. При проведении обследования звукопроизношения у детей мы отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, мы отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае малышу предлагается произнести звук по подражанию. Например, "Летит комарик и звенит - з-з-з. Позвени и ты, как комар". Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т.е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т.д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании речи детей обращается внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, они обязательно отмечаются.

Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, мы обследуем с использованием сюжетных картинок. С их помощью уточняются ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы.

Проводя индивидуальное обследование, все ответы детей записываются в тетрадь с указанием даты обследования. При обследовании отмечается наличие грубых видимых дефектов, если они присутствуют в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем записывается в тетради состояние звукопроизношения:

а) пропуск звука ("коова", "ыба");

б) замену звука ("колова", "лыба");

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно);

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: "У Маши красный сарф").

Отмечается также состояние словаря:

а) соответствует ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи отмечаем:

а) как говорит ребенок - фразами или только словами;

б) правильно ли строит фразу - согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т.д.;

в) состояние связной речи - может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т.д.

В тетради записываются и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т.п.

Проведенное обследование позволяет четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка. Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.

В течение года в таблице отмечаются все изменения в речи детей, это наглядно показывает результаты проведенной работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре и звукопроизношении каждого ребенка.

В графе "Звукопроизношение" отмечается следующее:

1) если ребенок произносит звук правильно, то в соответствующей клетке мы ставим плюс (+);

2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке ставим минус (-);

3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке записываем звук-заменитель;

4) при искажении звука отмечаем характер искажения или указываем: "Произносит нечетко".

В графе "Примечание" отмечается как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т.д. Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс (+).

В графе "Дифференциация звуков" отмечается следующее:

1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс (+);

2) если ребенок путает сходные звуки, то в соответствующей клетке мы ставим минус (-).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Письмо как форма письменного общения
В данном параграфе мы рассмотрим письмо как форму общения, а также некоторые трудности, возникающие при обучении письменной речи. Письмо представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного текста. Как правило, при построении письменн ...

Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Навигация