Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи » Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 7

Примечание:

I - звукопроизношение

II - фонематические процессы

III - языковой анализ и синтез

IV - лексико-грамматические категории

V - связная речь

При обследовании уровня сформированности фонематических процессов высокого уровня их развития в группе детей выявлено не было. По 5 ребят (по 50%) показали наличие среднего и низкого уровней сформированности фонематических процессов.

При выявлении уровня развития у детей звукового анализа и синтеза: у 7 детей (70%) выявлен средний уровень развития, и 3 ребенка (30%) показали низкий уровень развития звукового анализа и синтеза. Высокого уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей выявлено не было.

В процессе исследования лексико-грамматических категорий 6 ребят (60%) показали наличие среднего уровня развития, также у 4 детей (40%) выявлен низкий уровень сформированности лексико-грамматических категорий.

При диагностике развития связной речи у детей подготовительной группы было выявлено 7 детей (70%) со средним и 3 ребенка (30%) с низким уровнями ее развития.

Рис.1. (в %)

Таким образом, в процессе проведения обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы у 8 детей был выявлен средней уровень сформированности языковых средств, 2-е детей показали наличие низкого уровня. Высокого уровня в данной группе выявлено не было. В соответствии с полученными результатами преобладающим уровнем является средний уровень сформированности языковых средств.

Результаты проведенного обследования позволили выявить основные трудности, с которыми столкнулись дети при диагностике. Так, наибольшие трудности возникли у детей при обследовании сенсомоторного уровня речи, который включает в себя фонематический слух, уровень развития звукопроизношения, сформированность артикуляционной моторики и навыки звукослоговой структуры слова. Наибольшую сложность представляли для детей задание на исследование фонематического слуха и задание на исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Выполнить предложенные задания дети смогли только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи логопеда.

При исследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из предложенных слов.

При обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.

При исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи поиска слов и неточное их употребление. Однако в целом, все дети справились с заданиями.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию речи детей данной группы.

С целью ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой (контрольная группа) проводились по традиционной методике.

Целью специальной коррекционной системы являлось решение следующих задач:

Устранение нарушение звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитание развернутой, грамматически правильной речи.

Развитие связной речи.

Подготовка детей к школе.

Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с разработанным перспективным планом логопедической работы. Перспективный план работы по разработанной коррекционной системе, основанной на применении в логопедической работе игр и игровых приемов, приведен в Приложении.

Коррекционные занятия проводились как индивидуально, с подгруппой, так и фронтально.

I. На индивидуальных и подгрупповых занятиях решались следующие задачи:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках, стихах и т.д.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушением слуха
Как показал теоретический анализ литературы, основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра. Ведь любая совместна ...

Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...

Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения
Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения строится по тематическому плану и включает следующие этапы работы: Таблица 5. Тематический план индивидуальной работы № Этапы работы Кол-во занятий 1 Диагностический 2 2 Подготовительный 7 3 Постановка звука 7 4 Автоматизация звука 7 5 Д ...

Навигация