Методические разработки по теме «Бактерии»

Страница 5

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Постановка познавательной задачи (3 мин)

Учитель. Представьте, что мы – путешественники во времени. Я перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд лет назад. Но перед началом путешествия давайте подумаем, что мы можем увидеть в это время на Земле?

Учащиеся. Вода занимает большее пространство. Суша – каменистая равнина. В воздухе нет кислорода, зато есть аммиак, сероводород, метан и пары воды.

Учитель. Правильно. Значит, нам необходимо надеть скафандры. Целью нашего перемещения являются поиски жизни. Господа исследователи, где нам искать жизнь?

Учащиеся. Наверное, жизнь можно обнаружить в воде.

Учитель. Совершенно верно. Зачерпнем немного океанической воды и вернемся в наше время. Та форма жизни, которая находится в этом стакане, – объект нашего сегодняшнего изучения. Догадались, о чем идет речь?

Учащиеся. Это бактерии.

3. Объяснение нового материала (10–15 мин)

Учитель. Да. Тема сегодняшнего урока – Царство бактерий. Она записана на раздаточных листках. Это первые живые организмы на нашей планете. Возникли они около 3,5 млрд лет назад.

Где же распространенны бактерии? Увидеть их невооруженным взглядом невозможно, но, представьте себе, что в 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – до 3 млн (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже в воздухе кабинета биологии содержатся бактерии. Не верите? Тогда давайте проверим.

Как известно в биологии для доказательства принято проводить опыты. Такой опыт и мы с вами заложили на прошлой неделе. А теперь посмотрим на его результат.

Методика демонстрационного опыта

1. Создание питательной среды для бактерий: агар-агар залить водой (до концентрации 0,5–1%) и прокипятить в течение 15 мин.

Полученную питательную среду вылить ровным слоем в чашку Петри.

2. Осаждение бактериальных клеток: открытую чашку Петри на 20 мин поставить в центре обследуемого помещения (например, в кабинете) для оседания клеток бактерий из воздуха.

3. Выращивание колоний бактерий: чашку Петри закрыть крышкой и поставить в темное теплое место на 7–10 дней.

Результат: в чашках Петри выросли колонии (в отличие от одной клетки колонии хорошо различимы невооруженным глазом).

Учитель. Этот метод называют бактериологический посев. Он очень часто используется на практике. Например, в медицине и в пищевой промышленности его используют для выявления наличия бактерий в организме человека и продуктах питания. Ученые-микробиологи научились определять виды бактерий по формам их колоний.

Данные о распространении бактерий записаны у вас на рабочих листках. А теперь, используя эти данные, перечислите среды обитания бактерий.

Учащиеся. Водная, почвенная, наземно-воздушная.

Учитель. Хорошо. Запишите их в свои рабочие листки. Но, постойте, мы перечислили только 3 среды обитания, но в схеме их указано 4, а какая же четвертая? Я подскажу. Еще бактерии могут обитать в организме человека, например когда он болеет. Как тогда назвать такую среду обитания?

Учащиеся. Живой организм.

Учитель. Итак, в результате вы должны записать у себя в рабочих листках 4 среды обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная и живой организм. (Записываем.)

Бактерии – это очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно, в XVII в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Диагностическая деятельность, ее основные аспекты, характеристика
Современная психодиагностика в образовании обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний и, что самое главное, она помогает полноценному умственному и личностному развитию ребенка. Также психодиагностика на современном этапе обладает всеми необходимыми данными для того, чтобы оценить качество са ...

Навигация