В последнее время метанобразующие архебактерии используют для получения биогаза: они превращают отходы животноводства в безопасное удобрение и бытовой газ метан.
Синезеленые бактерии (цианобактерии)
Современные цианобактерии и созданные ими строматолиты
Цианобактерии представляют собой древнейшую группу прокариотических фотосинтезирующих организмов, возникших свыше 3 млрд лет назад. Они представлены одноклеточными, многоклеточными (нитчатыми) и колониальными формами. Цианобактерии распространены в пресных и соленых водоемах, на поверхности почвы и скал, в горячих источниках, входят в состав лишайников. Клетки цианобактерий характеризуются толстыми двухслойными оболочками. Клеточная оболочка содержит некоторое количество целлюлозы, но главными ее компонентами являются полисахариды и пектиновые вещества. В клетках цианобактерий часто встречаются особые, наполненные газом, вакуоли, которые, как предполагают, служат для облегчения парения в толще воды. Цианобактерии способны фиксировать азот воздуха и превращать его в органические формы азота. В отличие от других фотосинтезирующих бактерий синезеленые водоросли при фотосинтезе выделяют молекулярный кислород, а в качестве единственного источника углерода – углекислый газ. Предполагается, что именно благодаря цианобактериям в архейскую эру возникла современная атмосфера. В периферической части клеток этих организмов диффузно распределены синие и бурые пигменты, определяющие вместе с хлорофиллом их сине-зеленый цвет. Некоторые синезеленые бактерии имеют дополнительные пигменты, изменяющие их характерный цвет до черного, коричневого и красного. Цианобактерии, будучи автотрофными организмами, способны синтезировать все вещества клетки за счет энергии света. Однако они способны и к смешанному типу питания. Размножаются цианобактерии, как и другие прокариоты, только бесполым путем.
Клетки ископаемых прокариотных организмов, близких к цианобактериям
Вместе с другими микроорганизмами цианобактерии обогащают почву органикой и органическим азотом, являются кормом для зоопланктона. После массового размножения цианей в водоемах (так называемое цветение воды) происходит процесс их отмирания и разложения, вода приобретает неприятный запах и становится непригодной для питья; наблюдается массовая гибель рыбы. При цветении воды на поверхности часто образуется маслянистая грязно-зеленая пленка, состоящая из отмерших цианобактерий. Среди относительно немногих случаев полезного использования человеком цианобактерий необходимо упомянуть искусственное разведение видов рода анабена на рисовых полях в тропиках с целью обогащения почвы соединениями азота. Отдельные виды цианей, например спирулина, могут употребляться в пищу человеком.
Урок-Знакомство с Царством бактерий
Цель урока: познакомить учащихся с представителями Царства бактерий, их строением, жизнедеятельностью и распространением на земле.
Задачи урока: сформировать понятия – бактерии, бациллы, спириллы, вибрионы, кокки; показать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, которые позволяют выделить их в отдельное царство; продолжить формировать умение делать выводы на основании полученной информации.
Материалы по педагогике:
Модели социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных
учреждений
Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он ...
Характеристика экспериментальных материалов
В нашей работе мы подробно описали приемы и методы работы со специально отобранными текстами. Мы пришли к выводам о том, что специально отобранные тексты улучшают уровень речи, повышают объем, комбинаторность, помогают закреплять речевые навыки и умения. Однако, для проведения данной эксперименталь ...
Программа Васильевой по разделу слушания музыки, анализ репертуара по
возрастным группам
Вторая младшая группа. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенств ...