Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Организационно – педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации в развитии креативности у школьников

Страница 1

Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: планирование, организацию, коммуникацию, регулирование, контроль и корректирование процесса формирования, прежде всего, информационной культуры личности.

Под формированием мотивационной деятельности мы понимаем специально сконструированный педагогический процесс, направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для практического применения в учебной деятельности.

Требования времени на сегодня таково, что специалист должен быть целенаправленно подготовлен к эффективной профессиональной деятельности в инновационном пространстве, Т.е обладать не только хорошо развитым интеллектом, но и способностью к творчеству, Т.е креативностью.

На начальном этапе работы мы решали теоретическую задачу по изучению состояния проблемы в теории и образовательной практике и выявляли особенности организации процесса формирования мотивации как фактора развития креативности в учебном процессе.

На следующем этапе уделялось время уточнению собственно понятия мотивации и «креативность». Сложность заключалась в повсеместном употреблении понятия «креативность». Тем не менее, проанализировав всю историю становления и развития этого понятия мы остановились на определении, которое принимается большинством современных исследователей этого феномена:

Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, новая технология. Креативность – сложное образование. Каждому человеку свойственно особое сочетание этих, которые во многом определяеются требованиями поставленных задач. Таким образом, творческий потенциал человека в разных областях деятельности является результатом взаимодействия этих понятий. Творческий потенциал часто проявляется в продуктах, порождаемых человеком. Степень креативности этих продуктов оценивается с учетом социального контекста.

Следующим этапом нашего исследования мы определили методы и условия формирования мотивации в процессе преподавания технологии и их реализации в учебно-педагогической практике, и провести педагогический эксперимент.

Сделав краткий анализ на начальных этапах, позволяет предположить, что качество и уровень мотивации является базовым фактором, определяющим успешность учебной деятельности, одним из показателей которой является креативность. Если так, то для целенаправленного развития креативности у учеников необходимо выявлять и включать в процесс обучения мотивационные механизмы, способствующие развитию креативности.

К организационным условиям формирования мотивации как фактора развития креативности относятся:

Ориентация на творческую деятельность (разработка теоретических основ формирования мотивации в учебном процессе);

Приоритет формирования мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе (проведение мероприятий по созданию научно-методического, дидактического сопровождения процесса формирования креативности в реальном образовательном процессе, создание материально-технической базы (информационно-образовательной среды) в образовательном учреждении).

Рассмотрим эти организационно-педагогические условия более подробно.

Проблеме творческой деятельности уделяется серьезное внимание как в публикациях теоретического (И.П. Волков, П.Я. Гальперин, И.П. Калошина, Ю.В. Табакаев, В.Н. Шамардин и др.), так и практического характера (А. Камю, С.М. Соловейчик и др.). Ориентация на творческую деятельность учащихся – это основное организационно-педагогическое условие.

Развитие деятельности школьников в педагогическом процессе «знаменует собою поступательное движение личности, поскольку меняется характер деятельности (в начале – исполнительская, затем – активно-действенная и далее – творчески-действенная)» . Именно в школьные годы побуждение и формирование творческих возможностей учащихся является одной из главных задач обучения и воспитания.

Каждый человек имеет заложенные в нем психологические особенности организации личности. Выделим психологические особенности, которые непосредственно имеют отношение к формированию познавательной мотивационной деятельности: пространственное мышление, образное мышление.

Понятие мышления трактуется неоднозначно и определяется как: «познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности» ; «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию».

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким ...

Навигация