Художественная обработка материалов на уроках технологии

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии

Современные тенденции развития общества таковы, что инновационность становится необходимым условием. Эта необходимость продиктована не только произошедшим экономическим кризисом, но и реализацией уже давно прогнозируемых тенденций в развитии мировой экономики. Так, по мнению специалистов, экономический рост в ХХI веке будет в основном направлен на создание новых продуктов и модернизации уже существующих. Все это свидетельствует о тенденции к инновационной экономике, что в нашей стране объявлено основной стратегией государственного развития.

Такие перемены в экономике неизбежно ведут к существенным изменениям во всех другие сферах жизнедеятельности общества, в частности в сфере образования. Ситуация порождает новые рынки труда, где, в силу наметившихся тенденций, более конкурентноспособными оказываются специалисты, обладающие высоким уровнем таких качеств, как интеллект и креативность. У уже существующих крупных компаний заметно возрос интерес к креативности их работников. Это качество рассматривается как средство повышения эффективности труда и адаптации к постоянно развивающимся рынкам.

Следовательно, требования времени таково, что сегодняшний специалист должен быть целенаправленно подготовлен к эффективной профессиональной деятельности в инновационном пространстве, обладать не только хорошо развитым интеллектом, но и способностью к творчеству, т.е. креативностью. Такая целенаправленная подготовка должна стать важной составляющей в системе образования. Необходимость создания гарантий молодежи вхождения в сферу производства и новейших технологий требуют реализации полноценного технологического образования. Эту задачу призвана решить образовательная область «Технология», направленная на развитие технологических знаний и умений.

Технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.

В школе «Технология» – это образовательная область, которая объединяет научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:

– повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;

– обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

– воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Минимальное содержание образования по «Технологии» призвано способствовать формированию общей картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками начального опыта в профессиональной деятельности человека по разнообразным видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).

Задачами «Технологии» являются:

– формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;

– рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;

– развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции.

– привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;

– умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.

Трудовое воспитание нужно рассматривать исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе – из интересов общества. Его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств.

Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.

Актуальность этого вопроса сегодня стоит очень остро и вытекает из современных требований к образованию на сегодняшний день. Достижения в области современных компьютерных технологий актуализируют проблему исследования в области мотивации как развитие творческой личности. В связи с этим вопросы исследования данной темы в современных условиях становятся особенно важными, что требует от учащихся быть самостоятельными, коммуникабельными, творчески развитыми, умеющими находить нестандартные подходы к решению проблем.

Сегодня учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Недостаточность теоретических и практических разработок по указанной проблеме послужило основанием для выбора темы исследования: «Мотивация как базовый фактор развития креативности у школьников» на примере раздела: «Художественная обработка материалов».

Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование креативности в учебно-воспитательном процессе на уроках «Технологии».

Объектом исследования является процесс формирования креативности у школьников.

Предмет исследования составляют организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование креативности учащихся.

Отсюда мы выдвинули гипотезу исследования, что процесс формирования креативности у школьников будет иметь положительную динамику, если:

– выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативно-мыслящей личности (ориентация на творческую деятельность);

– приоритет формирования мотивации как фактора развития креативности в учебно-воспитательном процессе;

в соответствии с целью, проблемой, предметом и гипотезой исследования ставились и решались задачи:

изучить состояние проблемы в теории и образовательной практике и выявить особенности организации процесса формирования мотивации как фактора развития креативности в системе общего (среднего) образования;

конкретизировать понятие мотивации, креативности и творческой личности;

определить методы и условия формирования мотивации в процессе преподавания технологии и реализовать их в педагогической практике;

провести педагогический эксперимент.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

– теоретический анализ психолого-педагогической литературы (программно-методической литературы, учебных планов, программ и др.);

– методы наблюдения;

– изучение и обобщение педагогического опыта в развитии креативности на уроках «Технологии»;

– педагогический эксперимент.

В реализации поставленных целей и задач отражается новизна исследования, а именно:

– конкретизированы понятия мотивации и креативности;

– выявлены организационно-педагогические условия формирования креативно-мыслящей личности.

Практическое и теоретическое значения заключаются в том, что разработаны:

– система уроков по теме: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»;

– дидактические материалы по теме: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»;

Опытно – экспериментальная база исследования проводилась в КРЦ для детей и подростков с ОВ села Фунтики Топчихинского района.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Материалы по педагогике:

Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...

Реализация организационно-педагогических условий формирования мотивации как главного фактора развития креативности у школьников
Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы В нашем случае педагогический эксперимент имеет весьма нестандартную форму. Классический педагогический эксперимент представляет собой метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности «применения отдельных методов и средс ...

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Навигация