В учебниках по литературному чтению О.В. Кубасовой «Любимые страницы» методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в приложении (задания, комментарии к данным заданиям).
Начиная с 1 класса, ученику даётся рекомендация: «Учись читать выразительно». Постепенно задания подобного рода разъясняют, конкретизируют, уточняют приёмы выразительного чтения произведений, особенно поэтических. Кроме методического аппарата учебных книг, автор формулирует методические рекомендации по выразительному чтению в разделе «Поэзия».
Во 2 классе даются качественные задания (чтение по ролям), методические рекомендации для ребёнка по выразительному чтению, например: «Определи, с каким настроением нужно читать», «Определи, каким голосом отвечает сын». Учащимся даётся задание расставить паузы (остановки в звуках), что помогает прочитать стихотворение выразительно. Даются задания на развития голоса, темпа чтения, например: «Каким голосом - тихо или громко - нужно читать? Почему? Нужно ли читать быстро? Или не спеша? Так же, на наш взгляд очень хорошо, что даются задания на словесное рисование. Это помогает осмыслить произведение, развить воображение учащихся. Задания помогаю младшим школьникам подготовиться к выразительному чтению, учат чувствовать, сопереживать, видеть прекрасное в поэтическом тексте, например такое задание, например: «Прочитай это стихотворение, стараясь «увидеть», почувствовать то, о чём написано. Передай «вечернее» грустное настроение». Такие задания будят чувства детей, развивают воображение. Но некоторые задания по-прежнему сформулированы, как общие положения, не являются практической помощью для ученика: «Прочитай выразительно».
В 3-4 классах даются задания, нацеленные на работу с художественными средствами языка, например: «Найди сравнение, олицетворение. Читая стихотворение, постарайся выразить состояние души автора». Это помогает детям понять настроение автора, увидеть красоту художественного слова. Большое внимание в заданиях уделяется словесному рисованию. Даются задания качественного характера как чтение по ролям, разыгрывание спектаклей, которые требуют особой подготовки: распределение ролей, умение читать в соответствии с характером персонажа.
Таким образом, в методическом аппарате учебных хрестоматий по программе «Гармония» к учебнику «Любимые страницы» О.В. Кубасовой большая часть заданий сопровождается не столько методическими требованиями, сколько содержит комментарии к тому, как подготавливает к выразительному чтению. Например: «прочитайте стихотворение с душой», « .каким голосом надо читать», «старайся передать настроение». В учебниках уделяется значительное место заданиям, нацеленным на отработку навыка выразительного чтения. Богатый набор методических заданий, которые помогают учителю спланировать и провести уроки, а, следовательно, ученикам следуя данным рекомендациям, научится читать выразительно с использованием знаков «партитуры выразительного чтения».
М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова в методический аппарат учебных хрестоматий «Родная речь», по сравнению с О.В Кубасовой, вводят значительно меньше заданий-рекомендаций для учащихся по подготовки к выразительному чтению.
Материалы по педагогике:
Методика обследования речи детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...
Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...
Двуязычие в детском возрасте
Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говори ...