Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Страница 1

В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное («специализированное») развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала. Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся. Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того — к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам.

Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности, что предполагает наличие соответствующих педагогико-психолого-акмеологических детерминант профессионализма последних.

Между тем традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся.

В результате выявляются противоречия в реальной организации учебно-воспитательного процесса:

—между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой среднего образования;

—социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;

—уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;

—необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и неразработанностью целостной концепции его развития. Представляется, что достижение высокого личностного уровня развития школьников и личностно-профессионального развития учителей возможно при создании соответствующей акмеологической системы развития творческого потенциала учащихся в рамках среднего общего образования.

И в этом плане становится актуальным выявление закономерностей и механизмов, условий и факторов оптимизации процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы — процесса, ориентированного на акмеологически задаваемые принципы и нормы развития.

Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни. Целенаправленное развитие-формирование творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера; знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом; знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.); оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации; знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества; отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии; контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Использование мультимедиа курсов в учебном процессе
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы: Психодиагностика Психологическое просвещение Коррекционно развивающая работа Организационно - методическая работа Консультационная работа Мною был создан план работы за недельный период практик ...

Навигация