Анализ программ по физической культуре

Страница 4

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г.

Содержание программы состояло из четырех частей: 1 – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 – программный материал для уроков физической культуры; 3 – внеклассные формы физического воспитания; 4 – общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.

В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон). Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60–75% для базовой части, 25–40% – для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7–12 часов в неделю для юношей, 4–9 часов для девушек.

С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.

«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1–11 классов)» под редакцией Матвеева А.П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:

«Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);

«Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);

«Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры. Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности. Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья. Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1–11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И. Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы. Программа по физической культуре для учащихся 1–11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А.В., Литвиновым Е.Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...

Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...

Навигация