Формирование теоретической и экспериментальной психологии способностей и психодиагностики может быть отнесено ко второй половине XIX в. Одним из основоположников эмпирического подхода к решению проблем способностей стал Ф. Гальтон. В качестве основных проблем психологии способностей изначально были выделены следующие:
• что такое способности;
• как способности соотносятся с основными психическими процессами;
• каково соотношение наследственности и среды в развитии способностей;
• соотношение общих способностей и интеллекта;
• природа и взаимосвязь общих и специальных способностей;
• возможности измерения способностей;
• пути и методы эффективного развития способностей.
На многие из поставленных проблем современная психология имеет достаточно обоснованные ответы. Значительный вклад в это внесли зарубежные и отечественные психологи: В. Штерн, А. Бине, Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Г.И. Челпанов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.
Значительный импульс к развитию психологии способностей дали исследования в области профессиональных способностей и способностей к обучению. Они активизировали, прежде всего, разработку теоретических и прикладных проблем психометрии и психодиагностики, привели к созданию различных факторных моделей интеллекта. К этим исследователям можно отнести: Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р.Б. Кэттелла, Д. Векслера, Г.Ю. Айзенка, Р. Стенберга, М.А. Холодную, В.Н. Дружинина и др. Большое внимание в этот же период было уделено проблемам психогенетики интеллекта, нейрофизиологическим основам способностей, влиянию среды на развитие интеллекта.
Общеизвестным и общепризнанным можно считать факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с oпределением того, что есть способности. На донаучном, интуитивном уровне понимание последних не представляет принципиальных трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, сложившиеся в предшествующий период.
Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые "качества", "силы", "сущности" и т.п. Конечно, современная психология в понимании этих "сущностей" продвинулась вперед, но тем не менее какой то элемент таинственности все же присутствует в изучении способностей. На состояние проблемы накладывает свой отпечаток и осуждение теологии, резко затормозившее изучение способностей отечественными психологами в советский период.
Указывая на недостаточную определенность понятия "способность", исследователи активно занимались изучением строения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и т.д. В результате психология способностей обогатилась большим количеством содержательных исследований, не раскрывающих, однако, самого понятия "способности". Следует отметить, что и в других науках очень многие понятия оставались в течение длительного периода без дефиниций или вообще определялись неправильно.
В настоящей работе содержится изложение общих концептуальных положений проблемы способностей (на примере познавательных и психомоторных, общих и специальных, а также мнемических способностей). Во-первых, способности рассматривались как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Во - вторых, представлен онтологический аспект этих качеств личности, базирующийся на понимании психики как свойства мозга, которое проявляется при взаимодействии человека с окружающим миром.
Категория "способности" относится к основным категориям психологии. Аристотель выделял 10 основных категорий, под которые подпадало все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В качестве наиболее общих часто выделяют три категории: вещь, свойство (или качество) вещи, отношение одной вещи к другой. Следовательно, способность может рассматриваться или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение одной вещи к другой.
Материалы по педагогике:
Реализация организационно-педагогических условий формирования мотивации как
главного фактора развития креативности у школьников
Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы В нашем случае педагогический эксперимент имеет весьма нестандартную форму. Классический педагогический эксперимент представляет собой метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности «применения отдельных методов и средс ...
Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется? Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в ...
Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...