Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников

Страница 2

Особенностью мотивации большинства младших школьников является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение, подражание и беспрекословное выполнение их требований. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что дети даже не всегда стремятся понять, для чего надо делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Следующим важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгой поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятое намерение управляет поведением, не позволяя ребенку отвлекаться на посторонние дела.

Учителя начальной школы чаще других взывают к чувству долга и ответственности школьников, стимулируя таким образом развитие данных мотивов. По данным исследований, в начальной школе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.

Помимо этого сильную мотивационную роль играют отметки. По данным Л.И. Божович, младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества выполненной работы. Социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.

Тревогу у учителей должно вызвать не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга или другими социальными мотивами, что можно объяснить процессами взросления и социализации школьников, а уменьшение числа детей, относящихся к учебе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые выставляет учитель.

К окончанию начальной школы у посредственно и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребность к творческой деятельности, не формируется ответственность, настойчивость, трудолюбие. Напротив, формируется гибкость поведения в направлении способности избегать наказания, ловчить, ориентироваться на контроль.

Таким образом, уже в начальной школе под влиянием методов обучения, которые использует учитель, начинают выделяться внешние мотивы, не имеющие ничего общего с мотивами обучения. Они делятся на «престижные» (учеба ради отметки и признания) и «принудительные» (угроза наказания). Последние, если сильно выражены, создают стрессовые ситуации, отрицательно влияют на мышление ребенка.

В 3-4 классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к предметам, в результате чего общий мотив становится более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

История возникновения и развитие ритмики, партерная гимнастика как раздел ритмики
«Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пре ...

Планирование и выполнение проекта «Организация новогоднего благотворительного концерта для детей школьного возраста»
Название проекта: « Дети - прежде всего». Вид проекта — комплексный, краткосрочный. Тип проекта — образовательный. Масштаб проекта (место выполнения) — в рамках учреждения образования средней школы № 11 г. Солигорска. Сроки выполнения : июнь - ноябрь 2009 г. Начало проекта июнь 2009 г. Общий срок р ...

Навигация