Условия социальной адаптации детей к обучению

Страница 1

Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. От того, как протекает процесс социальной адаптации, во многом зависит успеваемость первоклассника на начальном этапе обучения.

Понятие «социальная адаптация» в отечественной психологии начало широко использоваться с середины 60-х годов 20 века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково и поэтому имеет множество определений. В общем определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса .

Отечественный психолог С.С. Степанов трактует социальную адаптацию как активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений». По Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации, т. е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды». В работах И. А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни». По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности». С. Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в которых живет и действует человек».

Социальная адаптация ребенка к обучению в школе это сложный процесс, т.к. на данном этапе взросления ребенок не может еще в полной мере осознавать необходимости обучения. Основная задача педагогов и родителей это заинтересовать и привлечь детей к обучению, помочь адаптироваться им в новых социальных условиях. Результатом адаптации является адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешное последующее обучение.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации, которая оказывает негативное влияние на психическое состояние школьника. В это время не рекомендуется повышать нагрузку и увеличивать темпы обучения. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается уже в первом полугодии обучения. Первые недели обучения особенно важны для первоклассника, т. к. именно в это время закладываются основы для развития учебной успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают социальной адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...

Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...

Условия развития учебной мотивации
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей ...

Навигация