Проблемы усвоения мужской роли

Страница 1

Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, ибо включают в себя такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п.

А ведь раньше, в Древней Спарте считали, что воспитание мальчиков не женское занятие и потому рано отделяли сыновей от матерей, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мальчиком ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести - семилетним мальчикам приглашали не только гувернанток, но и гувернеров.

Воспитание мальчиков исстари считается обязанностью отца и других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старшего в семье мужчины в воспитании сыновей» - писал исследователь русского крестьянского быта историк Н. А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя давалась женщине.

Однако с ХХ века все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становилось сугубо женским занятием.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей одиночек растет. Без преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейшим период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие (аккуратность, усидчивость, прилежание) представления о жизни, потом жалуются на безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно слышат сыновья во многих семьях? «Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай …, не лазь…, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании.

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный и мамы боятся, чтобы с малышом не случилось ничего плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Потому что на самом деле за этим таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, они воспитывают ребенка только для себя, воспитывают таким, какой им удобен и не задумываются серьезно о последствиях, хотя задуматься стоит. Ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность женщины, искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел на девять. Отвечая даже на самые простые вопросы, он сжимался в комочек, теребил край своего свитера и говорил, не поднимая глаз, и постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться один дома. В школе было тоже все не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал на зубок. А перед контрольной работой у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальной школе Пашу часто били, пользуясь тем, что он не мог дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться за него.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Модели социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений
Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он ...

Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...

Представление о педагогической технологии
Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объек ...

Навигация