Учет гендерных особенностей в воспитательной работе

Страница 1

Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Итак, они разные. А основные различия, можно обобщить в такие группы:

1) биологические – анатомо-физиологические и психофизиологические особенности строения и функционирования организма;

2) социальные: подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины, мужа-жены, отца-матери в обществе;

3) исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины;

4) психолого-педагогические: отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся система воспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Как же эти особенности преломляются в повседневной деятельности школьного педагога - учителя начальных классов.

Отметим здесь два аспекта: аспект общей организации совместной воспитывающей деятельности и аспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.

Первый аспект

предполагает достижение общей цели воспитания – создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и «Огоньки», трудовые десанты и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулки на природу и чаепития «под зелёной лампой»…Да много ёще чего есть увлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.

Вот примеры. Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлинную позицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически и технически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед, никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажет комплимент, поспешит поднять упавшую вещь.

Шестиклассницы с возмущение прибежали к учителю-мужчине жаловаться на «плохое поведение» мальчишек: «Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они….» (дальше следовал большой перечень «прегрешений»). А он с невозмутимым спокойствием ответил: «Джентльмены бывают там, где есть дамы! Может не только мальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?» Девочки вмиг посерьезнев, задумались.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения. Бесспорным достоинством является то, что вариативность соврем ...

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в ...

Влияние гендерных стериотипов на воспитание
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать ...

Навигация