Учет гендерных особенностей в воспитательной работе

Страница 1

Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Итак, они разные. А основные различия, можно обобщить в такие группы:

1) биологические – анатомо-физиологические и психофизиологические особенности строения и функционирования организма;

2) социальные: подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины, мужа-жены, отца-матери в обществе;

3) исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины;

4) психолого-педагогические: отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся система воспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Как же эти особенности преломляются в повседневной деятельности школьного педагога - учителя начальных классов.

Отметим здесь два аспекта: аспект общей организации совместной воспитывающей деятельности и аспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.

Первый аспект

предполагает достижение общей цели воспитания – создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и «Огоньки», трудовые десанты и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулки на природу и чаепития «под зелёной лампой»…Да много ёще чего есть увлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.

Вот примеры. Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлинную позицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически и технически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед, никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажет комплимент, поспешит поднять упавшую вещь.

Шестиклассницы с возмущение прибежали к учителю-мужчине жаловаться на «плохое поведение» мальчишек: «Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они….» (дальше следовал большой перечень «прегрешений»). А он с невозмутимым спокойствием ответил: «Джентльмены бывают там, где есть дамы! Может не только мальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?» Девочки вмиг посерьезнев, задумались.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методические рекомендации для педагогов и родителей
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким ...

Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...

Совместное обучение в современной школе
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике об ...

Навигация