Учение - определенная форма поведения, управление которым достигается установкой индивида. Установку следует считать опорой нормального функционирования механизма обратных связей в организме у каждого учащегося".
Поэтому целенаправленность работы учащихся с дополнительной (и учебной) литературой, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида учебной деятельности.
К числу основных компонентов, определяющих выработку умений и навыков эффективной самостоятельной работы учащихся с научной (математической) литературой, относятся:
1) умение логически (структурно) осмыслить текст;
2) умение читать с пониманием;
3) умение выделить и запомнить главное;
4) умение акцентировать свое внимание на той или иной основной мысли, выраженной в тексте;
5) умение творчески перерабатывать информацию (в том числе "читать между строк");
6) умение составить план, конспект на тему, сделать из него выписки;
7) самостоятельность и критичность восприятия;
8) усилие воли, чтобы заставить себя работать и в случае возникновения трудностей и неясностей (что особенно характерно для работы с математическим текстом);
9) настойчивость в преодолении трудностей.
В связи с последними из этих компонентов уместно привести следующее высказывание В. И. Ленина: " .сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, - надо опять предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с, несколько иной стороны . "
В перечне этих условий заложена своеобразная программа обучающей деятельности учителя математики при организации самостоятельной работы учащихся с книгой.
Для формирования и развития рассмотренных выше умений и навыков полезно применять определенную систему специальных учебных заданий.
1. Задания, формулирующие и развивающие умение выборочного чтения дополнительной литературы по математике. Такие задания обычно выражены в форме вопросов, ответы на которые явно или скрыто содержатся в данной для изучения дополнительной литературе. Таковы, например, задания по наведению справок исторического характера, задания типа "Установить, какая фигура называется ромбоидом", "Найти в данной книге одно-два предложения, эквивалентных аксиоме параллельности Евклида" и т. д.
2. Задания, формулирующие способность сопоставления новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы, с уже усвоенными знаниями.
Так, например, после самостоятельного изучения учащимися преобразования инверсии по дополнительной литературе учащимся предлагаются задания: "Сравнить свойства инверсии со свойствами гомотетии" и т. п.
3. Задания, формирующие способность применения новых знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Так, например, при изучении какого-либо нового метода решения задач учащимся предлагается применить этот метод к решению уже известной задачи или самим подобрать (составить) задачи, решаемые этим методом.
4. Задания, формирующие умение свести прочитанное в определенную целостную систему. Таковы, например, задания:
а) подготовить доклад по прочитанному;
б) прореферировать данную книгу (главу книги);
в) составить какую-либо таблицу (диаграмму, схему) по прочитанному и т. д.
Материалы по педагогике:
Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...
Методические
особенности подготовки школьников в области информатики и информационных
технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...
Законы и принципы научной организации труда педагога
В НОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической. Первый из них гласит: Максимальная экономия и эффективное использование времени. Время- как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но ...