Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Материалы о педагогике » Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста » Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе

Страница 1

В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р.

Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева.

Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка.

Так же Е.И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Роль развития словаря также была раскрыта М.М, Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: « Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей».

Картину она рассматривала как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, который является необходимым условием развития связной речи; затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.

Большое значение придала М.М Конина усвоению ребенком смысла слова, который иногда он объясняет с точки зрения детской логики. Поэтому она считала необходимым работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии со смыслом. Для этого детям задавались вопросы: « А как еще можно сказать? Как назвать правильно?» Углубленная словарная работа привела к тому, что повысилось качество детских рассказов, причем это относилось и к описательным и сюжетным рассказам.

Принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики.

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Решение этой задачи предполагает углубление понимания уже известных слов, на основе точного соотношения с объектами окружающего мира, их особенностями и отношениями, дальнейшего овладения обобщением, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря, т.е. не только значение слов, но и введение их в практику общения. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь, для того чтобы ребенок слово употребил в речи необходимо его закрепить и воспроизводить в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных ситуациях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставлений антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среде.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях.

Логинова В.И. выделила три таких направления:

- Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом явлений и предметов.

- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни ит.д.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Сущность научной организации труда учителей
Приобщение учителя к НОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний. Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека. Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная ...

Понятие алгоритма. Элементарная операция. Этапы алгоритмического процесса
Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Элементарными считают те о ...

Уровень сформированности основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №40 г. Краснодара с февраля по июнь 2013 г. В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе эксперимента была проведена беседа с педагогом-психологом и анализ карт ра ...

Навигация