Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсомоторной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.
Что касается самой речи, то, как правило «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. Поэтому, на первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.
Из всего вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Особое внимание уделяется модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными возможностями (в нашем случае с ребенком со стертой формой дизартрии). В процессе комплексного взаимодействия по коррекции произносительной стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии, функциональные обязанности каждого специалиста распределяются определенным образом. Педагог-логопед проводит диагностику речевого нарушения, проводит артикуляционную гимнастику, формирует звуковую культуру речи и лексико-грамматические категории, развивает связную речь, обучает грамоте. Проводятся преимущественно индивидуальные коррекционные занятия, в том числе с элементами логоритмики. Педагог-психолог проводит диагностическое обследование, определяющее психическое развитие ребенка, развивает эмоционально-волевую сферу, проводит занятия с элементами музыкотерапии, сказкотерапии и т.д. Педагог-дефектолог обследует речевое развитие ребенка, проводит коррекционные занятия по сенсорному, познавательно-речевому развитию, по развитию сенсорных и графомоторных навыков, математических способностей. Музыкальный руководитель дает занятия с элементами логоритмики, коррекционной ритмики, музыкотерапии. Воспитатель занимается с детьми арттерапией, конструированием, развитием моторной сферы, индивидуально-коррекционной деятельностью. Инструктор физического воспитания занимается физической подготовкой детей, развивает общую моторику, проводит занятия по ритмике, ЛФК.
Занятия со всеми специалистами носят игровой характер деятельности. Важное место имеет взаимосвязь всех специалистов с семьей ребенка.
дизартрия фонетический звукопроизношение дошкольник
|
Материалы по педагогике:
Полоролевая идентификация ребенка в условиях неполной семьи
Половая идентификация – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Половая идентичность – осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности. Социально-п ...
Фортепианная соната – «лаборатория» бетховенского творчества
Самым значительным и излюбленным жанром фортепианной музыки для Бетховена была соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру его мышления. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...
Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...