Для настройки мышления учащихся на максимальную четкость на уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод: можно попросить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Попытка представить себя в роли другого заставляет человека и на себя взглянуть со стороны. Однако навык к исполнению роли весьма непрост и должен специальным образом формироваться. Ролевое исполнение и составление алгоритмов способствует приобретению такого навыка.
Известно, что организационные формы оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса. Они формируют определенную часть содержания образования (общую для всех учеников и всех предметов). Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе. Наиболее распространенной организационной формой работы в нашей школе, обеспечивающей планомерную познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, является урок. Можно выделить следующие основные типы уроков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок и зачет; урок — лабораторно-практическая работа; комбинированный урок.
В рамках урока информатики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Анализ характера деятельности людей, занятых в информационной «индустрии», позволяет сделать вывод, что ведущей в этой сфере является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять такие формы работы учащихся как учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом. В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий по информатике. Достаточно эффективны на уроках информатики такие формы работы как: фронтальная беседа; работа за компьютером индивидуально и попарно; демонстрация презентации или работы программы всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.
В дидактике доказано, что злейший враг учения — это скука. Поэтому очень часто используются практические методы. К ним относятся увлекательные задания различных типов в рабочей тетради, которые возобновляют познавательный интерес. Разбор и обсуждение на уроке множественных задач на развитие творческих способностей – побуждает учащихся к продуктивной работе. Кроме того, в рабочих тетрадях можно разработать задания, которые помогут в реализации различных методов обучения: это и поисковые ситуации (проблемные обучение), темы для проектов (метод проектов), задания на ролевое исполнение и составление алгоритмов (ролевой метод), различные иллюстрации (наглядный метод).
Материалы по педагогике:
Использование мультимедиа курсов в учебном процессе
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...
Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...