Методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий

Материалы о педагогике » Разработка рабочей тетради по информатике для учащихся 5-х классов » Методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий

Страница 2

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Умственное развитие современного человека проявляется в его высокой общей и социальной образованности, широком круге и системности его знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться своими знаниями, применять их в своей практической деятельности. Эффективность умственного развития, осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения.

Метод обучения — это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи.

Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся:

• соответствие методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьного обучения;

• соответствие методов обучения уровню мыслительной деятельности учащихся (учет психологического фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности учащихся.Специфическим компонентом в методической системе обучения информатике является наличие компьютера как нового средства обучения. В этой ситуации одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями. При организации занятий младших школьников по информатике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны достичь наибольшего педагогического эффекта.

В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств информационно коммуникационных технологий:

• словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

• наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

• практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

• проблемное обучение;

• метод проектов;

• ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

Широкое применение у нас в стране и за рубежом находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчета. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации новых идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать следующие методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников: индивидуальный контакт ребенка с преподавателем-консультантом; «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов; проект должен быть небольшим; проект должен побуждать к получению новых знаний; проект должен иметь полезный результат, имеющий общественное признание.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Использование игровой ситуации на детей с дислалией
Для проведения любой практической деятельности, эксперимента, необходим тщательный подбор определенных методик, касающихся основной проблемы. Логопеду необходимо знать, какую методику нужно использовать, какие методы при работе с детьми необходимы. Главное - правильно провести обследование, отработ ...

Фортепианная соната – «лаборатория» бетховенского творчества
Самым значительным и излюбленным жанром фортепианной музыки для Бетховена была соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру его мышления. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Навигация