Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Материалы о педагогике » Проблема дисграфии у детей и ее коррекция » Методические рекомендации по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Страница 4

Это послоговое "орфографическое" ритмизованное произнесение слов и фраз осуществляется в следующих вариантах:

повторите за логопедом ритмизованное слово (предложение), а затем запишите его;

повторите по слогам со слуха, когда логопед произносит предложение обычным способом;

"со зрения", ритмизованно прочитайте текст.

Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, можно использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

Анализ и составление схемы слова

В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твердого и мягкого знаков: актуализация смысла слова; ритмизованное повторение слова; обозначение гласных звуков буквами в схеме слова; обозначение согласных звуков точками в схеме слова; обозначение места твердого и мягкого знаков в схеме слова; деление слова на слоги; чтение слова в соответствии со схемой по слогам.

После того как ребенок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объем слухоречевой памяти ребенка.

Текущий контроль.

Письмо с проговариванием вслух:

логопед ("ведущий") проговаривает лексический материал вслух, ученик ("ведомый") записывает, затем роли меняются;

проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.

Слова произносятся вслух громко, в шепотной речи, проговаривание только сложных слов.

Результирующий контроль:

сравнение текста с ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста;

самостоятельное исправление ошибок в тексте;

списывание с последующей самопроверкой (логопед может сделать акцент внимания на строке с ошибкой);

проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;

ритмизованное чтение своей работы.

Словосочетания для звукового анализа: 2-й класс

Поздний ужин, земляничное варенье, ездить медленно, въехать в деревню, объяснил ученику, интересный рассказ, аккуратная тетрадь, пробежал по аллее, прошел по аллее, морковный салат, прекрасная картина, прочитал в календаре, автобусная остановка, голосистый соловей, прекрасный соловей, вкусный обед, сегодня воскресенье, увидеть растение, теплый сентябрь, привокзальная площадь, новый трамвай, желтые ботинки, редкие животные, осиновые листья, заячьи следы, редкое растение, северное сияние, далекий космос, горячий ужин, февральская стужа, до свидания, вкусная земляника, длинное шоссе, теплые валенки, килограмм помидоров, белый металл, играть в футбол, играть в хоккей, повернуть налево, первый космонавт, интересная сказка, медленно писать, аккуратный ученик, металлическая лестница, овощной магазин, желтый карандаш, прекрасная экскурсия, январский мороз, прошел направо, легкий завтрак, решать задачи, здравствуйте, желтый песок, черная ворона, засеять поле пшеницей, сегодня вечером, тепловоз, шел медленно, внимательный шофер, скользкое шоссе, картофельная запеканка, расстояние до города, автомобильная дорога, яркий костер, календарь погоды, библиотечная книга, привезти багаж, адрес друга, топкое болото, впереди, телефонный разговор, прекрасный рисунок.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей
В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это ...

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Различные жанры используемых текстовых материалов
В современной методике уже стало традицией делить письменную речь на жанры в соответствии с целями ее применения. Таким образом, выделяют два основных жанра - монологический и диалогический. Внутри из каждого из этих жанров выделить определенные подвиды. Монологические жанры можно разбить по нескол ...

Навигация