Проблема дисграфии у детей и ее коррекция

Материалы о педагогике » Проблема дисграфии у детей и ее коррекция

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.

Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимость проведения работы по коррекции дисграфии с младшими школьниками.

Задачи исследования:

Проанализировать психологическую, логопедическую и методическую литературу по теме;

Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно механизмы и особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Провести диагностику детей для определения состояния процесса письма и сформированности языкового анализа и синтеза;

Обработать, качественно и количественно, и проанализировать результаты исследования и сделать выводы;

Изучить возможные направления коррекционной работы по данному виду дисграфии и разработать методические рекомендации.

Объект исследования: процесс письма у младших школьников.

Предмет исследования: пути коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы);

Эмпирический (констатирующий эксперимент);

Интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).

Материалы по педагогике:

Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовк ...

Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...

Навигация