Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Материалы о педагогике » Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР » Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Страница 3

Курганов С. Ю. отмечает, что обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

В работах Галицких Е.О. указано, что диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки .

Жинкин Н.И. выделяет несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний .

Галицких Е. О. полагает, что диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, т.е. светская беседа, т.е. свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера .

Изучением проблемы общения занимались А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина и др.

Лисина М. И.,считает, что общение в психическом развитии ребенка имеет решающее значение, так как не только обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению малышом новых знаний и умений, но и «детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов».

М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова в психологии общение рассматривают как особую деятельность.

Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и др.

В соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более).

М. И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата» .

Согласно А. Н. Леонтьеву, рассматривающему общение как деятельность, оно, как любая другая деятельность, имеет структуру, которую составляют способы и средства осуществления, цели и мотивы, форма и содержание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Модель процесса формирования культуры делового общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...

Работа над усвоением словарных слов
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективны ...

Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и прикладные задачи социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики ...

Навигация