Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Материалы о педагогике » Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР » Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР

Страница 4

Изучением особенностей структурных компонентов общения детей занимались М. И. Лисина, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, 3. М. Богуславская и др.

Подход к общению как к деятельности требует рассмотреть вопрос о задачах (целях) общения. Использование термина «задача» обусловлено тем, что в данном случае (применительно к дошкольнику), исключается осознание цели на высшем уровне, нет словесно сформулированной цели действия.

Под задачей общения М. И. Лисина понимает «цель коммуникативного действия человека, то, что ему надлежит сделать в данных конкретных обстоятельствах для удовлетворения своей потребности в общении».

Говоря о проблеме обучения ребенка связной речи, а в частности диалогу, Л.П. Федоренко отмечает, что слышащие дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как ежедневно слышат ее в быту.

Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку «подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге», через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, в нем представлены вес разновидности предложений. В диалоге формируется необходимый словарь, фонетика, морфология. В недрах диалогической речи начинает складываться и монологическая речь.

Диалог служит школой развития и формирования социального опыта и опыта общения по причине того, что он является «разновидностью человеческого поведения», средством формирования личности и само бытие ее.

А.А. Ухтомский и К. Роджерс считают, что диалоге важно понимать, проникать в смысл намерений собеседника, правильно воспринимать его как человека, «ориентироваться на него». Вот почему в диалоге формируются многие социальные навыки и привычки поведения, определяющие характер установления контактов и взаимоотношений.

Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы малыша. Ж. Пиаже отмечал, что от привычек, приобретаемых в диалоге зависит осознание логических правил и форма дедуктивных рассуждений. На связь диалога и мышления указывал А. Валлон. Он говорил, что вся речь, все словесное мышление были с самого начала диалогическими. Через диалог с окружающими людьми, особенно с взрослыми, дошкольник черпает немало полезной для него информации .

На основании сказанного можно заключить, что диалог имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста, а его формирование у них является важной речевой и общепедагогической задачей.

Структура диалога представляет собой многообразие сочетаний инициативных и ответных высказываний, среди которых можно выделить такие функциональные диалогические пары: вопрос - ответ; побуждение (предложение, приказание, просьба) - выполнение (отказ от выполнения); сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения. Неправомерно ограничение содержания обучения диалогу развитием только умений отвечать на вопросы и задавать их. Будет справедливо и научно обоснованно включить в это содержание развития у младших школьников следующих умений:

понимать разнообразие обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально-принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и на побуждения, выполнять или вежливо отказываться от выполнения;

вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнеров по общению к совместной деятельности, действию.

Как разновидность человеческого поведения диалог требует усвоения и выполнения определенных, сложившихся в социокультуре правил его ведения, поэтому важно определить круг правил, доступных для ребенка. Дети постепенно могут приучаться к тому, чтобы: соблюдать очередность в разговоре; выслушать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседникам, слушая их, смотреть им в глаза или лицо; не говорить с полным ртом и т.п.

Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, просьба, совет, предложение и др.). Правила поведения в этих ситуациях определены речевым этикетом, предписывающим национально-специфические способы одобряемого поведения.

Состояние диалогической речи детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III – IV уровня, разными авторами оценивается различно. По мнению Л.Н. Ефименковой [11], Г.Г. Мисаренко ученики с общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи, но владеют бытовой и диалогической речью.

А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова отмечают, что речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями .

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...

Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования
№ Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Создание плана работы 2,5 6,0 на месяц на год 2 Создание отчета про выполненную работу 4 8 на месяц на год 3 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаци ...

Характеристика экспериментальных материалов
В нашей работе мы подробно описали приемы и методы работы со специально отобранными текстами. Мы пришли к выводам о том, что специально отобранные тексты улучшают уровень речи, повышают объем, комбинаторность, помогают закреплять речевые навыки и умения. Однако, для проведения данной эксперименталь ...

Навигация