Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР » Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

0 балла – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отка от его выполнения.

Оценка 8 – 10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4 – 7 – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.

С помощью второй сериизаданий выявлялась форма общения детей младшего школьного возраста с ОНР. Для выявления формы общения младших школьников со взрослыми применялось апробированная на детях с нормальным речевым развитием методика М.И. Лисиной, которую мы использовали с некоторыми модификациями.

Детям предлагали на выбор три типа взаимодействия: игры с дидактическими игрушками, чтение и обсуждение книг, беседы на личные темы с взрослым.

Ребенка спрашивали, что он хочет: поиграть с игрушками, почитать интересные книги, или поговорить со взрослым. Взрослый организовывал ту деятельность, которую выбирал ребенок.

Если ребенок выбирал первую, вторую, третью ситуации, то учитывалась продолжительность той или иной ситуации, общая активность, характер высказываний ребенка, его эмоциональное состояние. При затруднении ребенка в выборе, взрослый предлагал последовательно поиграть, почитать и поговорить. Таким образом, для более точного определения уровня развития общения осуществлялись все 3 вида взаимодействия с каждым ребенком.

На основе выбора ребенка делался выбор о доминирующей форме общения.

Таким образом, нами было проведено две серии заданий – беседа с ребенком (для определения, каким образом младшие школьники могут вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы), и методика М.И. Лисиной (направленная на обследование ведущей формы диалогической речи).

В процессе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогического высказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ обследования диалогической речи детей показал, что у одного ребенка (12, 5 %) отмечается высокий уровень активности (первая группа детей). Дети данной группы быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками, стремятся к постоянному общению, хорошо общаются в присутствии незнакомых людей, легко сменяют способы общения, находят общность с разными партнерами.

Эти дети отвечают на все вопросы, их предложения полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распрастраненых предложений.

У четырех детей (50%) отмечается средний уровень сформированости диалогического высказывания (вторая группа детей). Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипность способов общения.

Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

И, наконец, у трех детей (35,5%) отличается низкий уровень диалогического высказывания(третья группа детей). У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения.

У этих детей отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, аграмматизмы.

Количественный анализ обследования диалогического высказывания у детей младшего возраста представлен в таблице 1 и в рисунке 1.

Таблица 1 - изучение проявления диалогического высказывания детей с ОНР (%)

Высокий уровень сформированности диалогического высказывания

Средний уровень сформированности диалогического высказывания

Низкий уровень сформированности диалогического высказывания

Обследование диалогической речи

12,5

50

37,5

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...

Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...

Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...

Навигация