Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей

Страница 1

В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это еще более индивидуализированное и направленное воздействие взрослого на личность ребенка, чем в случае дифференцированного подхода. В соответствии с этим, "личностно ориентированные педагогические технологии" в большинстве случаев рассматриваются как технологии дифференциации учебного процесса по разным уровням трудности; в соответствии, с чем производится деление учащихся на классы "одаренных", "средних" и "нуждающихся в коррекции".

Целью гуманистически ориентированных (личностно-центрированных) педагогических систем является не прямое исправление нежелательных качеств человека и формирование качеств желательных, не модификация его поведения, а создание условий, при которых человек может освободить внутренний механизм самоизменений, ведущих к здоровому личностному росту и реализовать тем самым свой природный потенциал, направленный на самоактуализацию.

Педагог в личностно центрированной педагогике играет такую роль, с помощью которого индивид находит, принимает и осуществляет самого себя.

Важнейшим элементом в пространстве личностно центрированного образования является диалогические субъективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Обучение индивида может длиться годами, не оказывая существенного влияния на него личностный рост, в то время как значительное продвижение в личностном росте может произойти за несколько минут от случайного разговора, от прочитанной книги.

Изучение работ, относящихся к личностно центрированному подходу в психологии и педагогике, позволяет предположить, что личностное развитие человека осуществляется, по меньшей мере, на трех взаимосвязных уровнях: экзистенциальном, психическом и эмпирическом.

Экзистенциальный уровень - это базальная основа, на которой строится внутренний мир человека. Этот уровень определяет гармонию психического состояния индивидуума.

На психическом уровне происходит развитие познавательных процессов, способностей, иных индивидуально психологических особенностей личности.

Эмпирический уровень - уровень развития качеств, входящих в область социального опыта индивида. Развивающая система знаний, умений и навыков.

Традиционные педагогические технологии ориентированы в основном на развитие эмпирического (информационного) уровня.

Личностно центрированное обучение не отрицает важность развития эмпирического уровня личности, но не считает его приоритетной ценностью. Принципиальное отличие такого подхода заключается в том, что личность осуществляет свой рост от экзистенциального фундамента к последующим уровням.

Личностно ориентированный подход в педагогике основан на идее, что образование личности – это процесс, инициируемый самой личностью, поскольку в ней изначально заложено стремление к самоактуализации. При такой организации педагогического процесса становление личности происходит как самоопределение в образовательном поле при сохранении различных степеней свободы. В этих условиях не образование формирует личность: образование как подсистема личности развивается вместе с личностью .

Личностно центрированный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: «главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность учащегося как уникальная целостная гуманитарная система, способная обучаться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности и возможности».

В то же время личностно центрированный подход не отрицает роль и значение социальных факторов, поскольку его цель заключается в развитии личностного роста не в изоляции от внешнего мира, не в обстановке социальной изоляции, а в условиях конкретной микро- , мезо- , макросферы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Принципы и методы организации педагогического действия
Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда ...

Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...

Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...

Навигация