Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей

Страница 1

В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это еще более индивидуализированное и направленное воздействие взрослого на личность ребенка, чем в случае дифференцированного подхода. В соответствии с этим, "личностно ориентированные педагогические технологии" в большинстве случаев рассматриваются как технологии дифференциации учебного процесса по разным уровням трудности; в соответствии, с чем производится деление учащихся на классы "одаренных", "средних" и "нуждающихся в коррекции".

Целью гуманистически ориентированных (личностно-центрированных) педагогических систем является не прямое исправление нежелательных качеств человека и формирование качеств желательных, не модификация его поведения, а создание условий, при которых человек может освободить внутренний механизм самоизменений, ведущих к здоровому личностному росту и реализовать тем самым свой природный потенциал, направленный на самоактуализацию.

Педагог в личностно центрированной педагогике играет такую роль, с помощью которого индивид находит, принимает и осуществляет самого себя.

Важнейшим элементом в пространстве личностно центрированного образования является диалогические субъективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Обучение индивида может длиться годами, не оказывая существенного влияния на него личностный рост, в то время как значительное продвижение в личностном росте может произойти за несколько минут от случайного разговора, от прочитанной книги.

Изучение работ, относящихся к личностно центрированному подходу в психологии и педагогике, позволяет предположить, что личностное развитие человека осуществляется, по меньшей мере, на трех взаимосвязных уровнях: экзистенциальном, психическом и эмпирическом.

Экзистенциальный уровень - это базальная основа, на которой строится внутренний мир человека. Этот уровень определяет гармонию психического состояния индивидуума.

На психическом уровне происходит развитие познавательных процессов, способностей, иных индивидуально психологических особенностей личности.

Эмпирический уровень - уровень развития качеств, входящих в область социального опыта индивида. Развивающая система знаний, умений и навыков.

Традиционные педагогические технологии ориентированы в основном на развитие эмпирического (информационного) уровня.

Личностно центрированное обучение не отрицает важность развития эмпирического уровня личности, но не считает его приоритетной ценностью. Принципиальное отличие такого подхода заключается в том, что личность осуществляет свой рост от экзистенциального фундамента к последующим уровням.

Личностно ориентированный подход в педагогике основан на идее, что образование личности – это процесс, инициируемый самой личностью, поскольку в ней изначально заложено стремление к самоактуализации. При такой организации педагогического процесса становление личности происходит как самоопределение в образовательном поле при сохранении различных степеней свободы. В этих условиях не образование формирует личность: образование как подсистема личности развивается вместе с личностью .

Личностно центрированный подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: «главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность учащегося как уникальная целостная гуманитарная система, способная обучаться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности и возможности».

В то же время личностно центрированный подход не отрицает роль и значение социальных факторов, поскольку его цель заключается в развитии личностного роста не в изоляции от внешнего мира, не в обстановке социальной изоляции, а в условиях конкретной микро- , мезо- , макросферы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Преподавание портретной живописи на уроках МХК
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе сам ...

Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...

Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...

Навигация