В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Таким образом, в рамках проектного метода обучения возможна организация условий, обеспечивающих активную позицию не только учителю, но и ученику, возможность им обоим стать субъектами собственной деятельности.
Таким образом, в рамках проектного метода возможна организация условий, способствующих удовлетворению основных задач подросткового возраста, а именно:
1. формирование у ученика способности к самостоятельному выбору, самоопределению (выбор подтемы и роли участия в ней);
2. За счет принципа межпредметности проектов возможно развитие одного из новообразований подросткового возраста - системного мышления;
3. Метод проектов способствует созданию условий, при которых система отношений «учитель-ученик» выводится на качественно новый уровень партнерских взаимоотношений, что отвечает потребностям подросткового возраста, заключающейся в признании взрослым его самостоятельности и независимости;
4. Метод проектов предоставляет возможность подросткам принять участие в деятельности, имеющей общественную значимость, что позволяет решить еще одну возрастную задачу – потребность подростка в самоутверждении, в принятии участия в деятельности, имеющей смысл.
5. В рамках предлагаемого нами проектного обучения возможна организация условий проживания ребенком различных ситуаций, реализация различных видов деятельности, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, что, по мнению Эриксона, является основным моментом в деле формирования взрослой эго-идентичности. Возможность организации данных условий способствует формированию тех качеств, которые понадобятся человеку в самостоятельной дальнейшей жизни.
6. В рамках метода проектов есть возможность организации условий для общения подростков со сверстниками;
7. Метод проектов призван организовать условия для встречи авторского действия подростка (замысла) и его реализации, что, по мнению Поливановой, будет способствовать развитию в данном возрасте, (подросток может сам предложить тематику модуля и таким образом, осуществлять деятельность по реализации своего авторского действия, пробовать себя);
8. В рамках метода проектов у подростка есть возможность принять участие в деятельности, имеющей смысл для него лично (не навязывание тем из вне от учителя);
9. В рамках метода проектов есть возможность для организации условий формирования способности к самоопределению и ответственного выбора у подростков;
10. Темы проектов могут предоставить подростку возможность участия в общественно-значимой и общественно-полезной деятельности;
11. Условия для формирования новой субъектной реальности подростка, самосознания через принятие участия в различных видах деятельности, в различных ролях;
12. Темы проектов приближены к реальной жизни подростков, основаны на их личных интересах, предоставляют возможность для осуществления деятельности имеющий личностный смысл для участника.
Все выше перечисленное, по нашему мнению, является значительным преимуществом метода проектов перед традиционной системой образования, в силу того, что в рамках проектного обучения возможна организация условий для реализации основных потребностей подросткового возраста.
Подводя общие итоги, на основе изложенного материала об особенностях подросткового возраста, можно определить основные признаки, необходимые для построения образовательного пространства в подростковой школе, в рамках которого будет удовлетворенны основные задачи и потребности возраста, а именно:
· Качественно новая позиция педагога по отношению к ребенку, заключающаяся в консультативной поддержке, равноправных, партнерских взаимоотношений с ним;
· Необходимость стимулирования и инициирования педагогом детских способностей и талантов через организацию условий для реализации, задуманного самим подростком;
Материалы по педагогике:
Дидактические проблемы применения средств новых
информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...
Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного
возраста
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различат ...
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: 1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых ...