Формы работы
Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.
Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей — концерты. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Они как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. В такие концерты входят различные «Музыкальные загадки», используется грамзапись.
Следующая форма работы — применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей воспитателю необходимо иметь в групповой комнате своеобразную музыкальную библиотечку. В ней должны быть собраны комплект пластинок с записями программных произведений, соответствующих возрасту ребят, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотечке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива принадлежит воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении.
Эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.
Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки.
Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
9. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
10. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
11. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Слушание музыки:
1 Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
Материалы по педагогике:
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...
Характеристика историографии профессионального образования в Башкирии
К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся Ш.К.Абзанов, Г.Газизов, Г.Ибрагимов, А.Салазкин и др. Их работы отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, затрагивали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы ...