Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны

Материалы о педагогике » Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры » Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны

Страница 1

Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:

Разработать вопросы для беседы с детьми и критерии оценки знаний детей.

Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей

Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в природе через дидактические игры. Состояние работы в группе по формированию у детей знаний о сезонных изменениях через дидактическую игру.

В исследовании принимали участие две группы детей, состоящие из 7(экспериментальная группа) и 8(контрольная группа) детей

На основе требований программы "Пралеска" мы разработали перечень вопросов для беседы с детьми группы "Фантазеры", целью которой явилось выявление знаний детей о сезонах и сезонных изменениях в живой и неживой природе. Беседа проходила в игровой форме, включала следующие вопросы:

Назови по порядку сезоны года, покажи их на картинках.

Что происходит в природе зимой(весной, летом, осенью)?

Какие приметы зимы вы знаете(весны, лета, осени)?

Летом день длинный, а зимой .?

Весной листья распускаются, а осенью .?

Как готовятся животные к зиме (звери, птицы, насекомые)?

Как трудится человек зимой в природе(весной, летом, осенью)?

Задачей второго этапа констатирующего исследования было: разработать критерии оценки знаний детей на основе составленной беседы.

Знания детей мы оценивали по трем уровням:

Высокий уровень: ребенок отвечает на вопросы полными ответами без помощи взрослого, знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе.

Средний уровень: ребенок знает сезоны, их характерные особенности, частично владеет знаниями о закономерностях явлений, сезонных изменений в живой и неживой природе, но требуется частичная помощь взрослого.

Низкий уровень: ребенок называет сезоны, их характерные особенности, но не в полной мере знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе, требуется помощь взрослого.

Ответы детей были запротоколированы.

При исследовании уровня знаний детей мы пришли к выводу, что дети различают сезоны года, их основные признаки, но у ребят не достаточно сформированы знания о сезонных изменениях в живой природе.

Большое значение в ознакомлении дошкольников с природой во многом зависит от педагога, его психолого-педагогической культуры. педагог прежде всего сам должен владеть определенными знаниями в области сезонных изменений в природе и только тогда он сможет дать полноценные знания детям об этих изменениях, в том числе и через игру.

Для выявления знаний педагогов о сезонных изменениях в природе, мы использовали нетрадиционную форму работы с педагогами — викторину. На основе тех знаний, которыми должны владеть дети к старшему дошкольному возрасту, нами были разработаны увлекательные конкурсы в виде игр для всех педагогов ДУ №2, так же при организации викторины использовался прием самопроверки, что позволило педагогам узнать свои слабые стороны в данной области знаний. Мы использовали данную форму работы, потому что анкетирование не всегда дает объективные результаты: педагоги чувствуют себя скованно, бояться ответить не правильно, не всегда выразят до конца своего мнения, и анкета, как считают многие педагоги, — это скучно. А викторина организовывалась в форме игры, весь коллектив чувствовал себя раскованно, с удовольствием играли и отвечали на вопросы.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Обучаемый технике спортивных движений как личность
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), анатомические особенности, процессы созревания орган ...

Общая характеристика внеклассной работы по математике
Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлека ...

Методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий
В основу курса информатики и информационных технологий в 5 классе положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолж ...

Навигация