Классификация дидактических игр

Страница 1

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.

Дидактические игры:

1) Классические 2) Развивающие 3) Логико - 4) Сюжетно-

Система игр математическое математические дидактические на развитие развлечение:

сенсорных

способностей.

5) Обучающие

Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры. Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Логико-математические игры позволяют развивать мыслительные процессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т.д.

Обучающие игры - игры активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формирования определенных логических структур или для подготовки к усвоению определенной математической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач, решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься и взрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности, - явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому они должны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.

Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребенка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру). Новый опыт, приобретенный в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игры учат действовать "в уме", развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность.

Развивающие игры - игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом деятельности. Эти игры могут дать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания развивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.

А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр:

Дидактические игры:

1) Игры - 2) Игры - 3) Игры-

путешествия поручения предположения:

4) Игры-загадки 5) Игры-беседы

(игры-диалоги)

Игры-путешествия. Это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие "не сходя с места" - путешествие мысли, воображения.

Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Се это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в ...

Формирование умений и навыков
Одной из основных образовательных целей обучения математике является овладение системой математических знаний, умений и навыков. Так как обучение применению алгоритмического метода невозможно без овладения определёнными умениями и навыками остановимся коротко на психологическом аспекте данного вопр ...

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Навигация