Структура профессионального общения в педагогическом процессе

Материалы о педагогике » Проектирование педагогического процесса как технология » Структура профессионального общения в педагогическом процессе

Страница 1

Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управления общением, анализ осуществленной системы на предстоящую деятельность.

Прогностический этап общения– моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности- включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общения. Нередко удачно спланированная система на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Возможен следующий вариант последовательности коммуникативной подготовки.

Вспомните конкретный класс или ряд классов, в которых предстоит давать уроки.

Попытайтесь восстановить в памяти опыт общения именно с этим коллективом (стремясь развить положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные).

Вспомните, какой тип общения свойственен Вам именно в этом классе: Возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него?

Попытайтесь представить себе, как класс примет Вас и материал урока.

Соотнесите присущий Вам стиль общения (с классом) с задачами урока. Попытайтесь добиться единства.

Представьте себе общую психологическую атмосферу реализации фрагментов и частей урока, что поможет выбрать средства обучения, сделает планирование более целенаправленным.

Вспомните свои взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипов психологических установок по отношению к детям.

Попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке.

Начальный этап общения – организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техники быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезинтации и динамичного воздействия.

За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Для организации педагогического общения важно представит, каковы его логика и технология.

Проектирование (моделирование) общения

Анализ педагогической ситуации

Постановка целей

Конкретизация целей в задачах

Выбор методов, средств, содержания

Прогнозирование результатов

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология- это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения педагогической теории в практику. В частности В. И. Журавлев предполагает следующий алгоритм внедрения:

изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

анализ состояния практики и сопоставления данных с социальными требованиями;

построение эталонов преобразования педагогической практики;

поиск идей, рекомендации, которые могут быть внедрены;

разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - проблемный - исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использован ...

Какие навыки и способности развивает оригами
– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. – Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме. – Знакомит с основными геометрическими понятиями. – Улучшает с ...

Навигация