Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 1

Деятельность человека вообще и учебно-познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. JI.C. Выготский писал, «главной и основной проблемой, связанной с процессом целесообразной деятельности является проблема средств». «Средство обучения это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний». Средства обучения характеризуются как специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Все средства обучения обычно разделяют на две большие группы: идеальные и материальные. П.И. Пидкасистый полагает, что идеальные педагогические средства - это орудия освоения культурного наследия, ранее усвоенные знания и умения, которые используются учителями н учащимися для овладения новыми знаниями. Идеальные средства, в свою очередь, разделяют на вербализованные (речь, жесты, графики и т.д.) и материализованные (схемы, чертежи, таблицы и т.д.). К материализованным средствам относит также компьютерные учебные материалы.

Ниже приведена одна из классификаций материальных средств обучения, где выделяются учебное оборудование и собственно средств обучения: учебные книги, наглядные пособия, информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения, программно-методическое обеспечение компьютерной технологии обучения, специальное оборудование, дидактические материалы.

Знание о построении учебной деятельности, даваемое психолого- педагогической наукой, позволяет определить, какие характеристики должны иметь средства, используемые в учебном процессе. Как отечественные исследователи (Н.Ф. Талызина, Т.В. Габай), так и зарубежные (Г.Ф. Гильберт, Б.Ф. Скиннер) высказываются в пользу научного подхода к оснащению учебного процесса техническими средствами.

Заметим, что существующая система обучения складывалась в течение длительного времени и в итоге оказалась «прилаженной» к тем средствам, которые в ней всегда использовались, в основном нетехническим. Многие средства, компьютеры, например, являются техническими устройствами, где конструктивно заданы иные функции, а следовательно, и другие требования к слагаемым учебного процесса. Поэтому в любом случае внедрение новых средств требует пересмотра этого процесса в большей или меньшей степени, что может быть сделано только на основании требований психолого-педагогической науки. Конечно, полная реализация этих требований не всегда выполнима.

Прогресс человечества вынуждает периодически менять образовательные парадигмы, что вызывается объективной необходимостью повышения эффективности образования на каждом этапе эволюции общества. Это приводит к скачкообразным прорывам в использовании средств организации труда всех субъектов образовательной деятельности - учащихся, преподавателей, работников сферы управления образованием. К числу таких средств, претендующих на коренное преобразование существовавших веками представлений о функциях всех участников образовательного процесса, следует отнести разнообразные средства компьютерной техники, которые уже оказали огромное влияние на традиционные парадигмы образования, порождая перспективные надежды на широкие возможности резкого повышения качества образования.

Говоря о персональном компьютере (ПК) как о педагогическом средстве, следует четко разграничивать собственно компьютер – набор аппаратных средств и педагогическую компьютерную программную среду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Навигация