Структура дидактических игр

Страница 2

Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления умений, овладения способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и традиций.

Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрения их усилий и достижения.

Игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указания. Многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развития.

"Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором". (Л.С. Выгодский).

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто в выигрыше, полученным любым путем.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее ценность, снижает воспитательное воздействие.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...

Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...

Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...

Навигация