Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения

Материалы о педагогике » Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Е.В.Змановская, А.Д.Гонеев, А.А.Осипова, В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецова, В.А.Крутецкий, Л.Д.Столяренко, Г.М.Андреева и другие специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющееся поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряжённость термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.д. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «проступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам». В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».

На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идёт перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для, одних такие преобразования проходят сравнительно легко, то для других они становятся личной трагедией, приводя к депрессии, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, социальной деградации, правонарушениям. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся несовершеннолетние. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что, в свою очередь, замедляет их личностное развитие.

Цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в стране - преодолеть нарастание негативных тенденций и обеспечить необходимые предпосылки полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития молодого поколения, реализуя тем самым и конституционные нормы, и международные обязательства России перед мировым сообществом.

Из актуальности данной темы выдвигается проблема:

- каковы особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении и психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Объектом исследования выступает процесс определения особенностей психического развития подростков с отклонениями в поведении и процесс организации коррекционно-педагогической работы с подростками с отклонениями в поведении.

Предмет исследования - методы, формы, педагогические условия, содержание коррекционно-педагогической работы.

Цель исследования:

- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить состояние проблемы: особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении в психолого-педагогической теории и практики.

Определить роль и место психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе.

Классифицировать наиболее эффективные методы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Проверить эффективность использования разнообразных методов психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Составить рекомендации для социальных педагогов по использованию наиболее эффективных методов психолого-педагогической коррекции.

На основе выше изложенного выдвигается гипотеза:

если выявить и знать особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении, использовать эффективные методы, формы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков, то будет прослеживаться тенденция к снижению числа подростков с отклонениями в поведении.

Методы исследования:

- анализ, синтез, классификация, сравнение, практическая коррекция.

Новизна исследования - выявление, апробирование эффективных методов практической коррекции.

Практическая значимость - рекомендации для социального педагога.

Материалы по педагогике:

Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный - проблемный - исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использован ...

Статистическая обработка данных исследования по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе
Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. На контрольном этапе для диагностики уровня сформированности познавательного интереса учащихся определялся тем же критериям, что и на н ...

Навигация