Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Материалы о педагогике » Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения » Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Страница 2

У взрослых людей (старше 18 лет) деликвентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющеесяот выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм), вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлечённость в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение токсикомания, но вцелом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) -саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Организация и методы экспериментального исследования
На современном этапе применение концепции коммуникативного обучения иностранным языкам является наиболее актуальной. Современные перспективы развития экономики и социальной сферы ставят на первый план формирование у учащихся и выпускников творческого и системного мышления, языковой и коммуникативно ...

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Уровень сформированности основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №40 г. Краснодара с февраля по июнь 2013 г. В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе эксперимента была проведена беседа с педагогом-психологом и анализ карт ра ...

Навигация