Психологические основы письменной речи на старшем этапе

Страница 1

В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста.

Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками. Психофизиологической основой письменной речи как деятельности является взаимодействие двигательного, зрительного и слухоречемоторного анализаторов. Письмо как вид речевой деятельности возможно на основе связей двигательных, зрительно-графических и речемоторно-слуховых образов языковых явлений. Эти связи реализуются в графических каллиграфических навыках – «материальной» базе письменной речи.

Овладение письменной речью на родном языке опирается на владение учащимися устно-речевыми механизмами.

Письменная речь регистрирует устную, корректирует ее, способствует развитию логического мышления, помогает выявлять исправлять и объяснять ошибки, содействует более прочному запоминанию.

Письменная речь связана также с чтением, потому что в психофизиологическом механизме чтения и письма есть общие элементы: зрительно-графические и слухо-речемоторные образы языковых явлений. Поэтому эти два вида речемоторной деятельности взаимно поддерживают друг друга: написание есть кодирование мысли графическими знаками, чтение есть перекодирование графических знаков в слухо-речемоторный код внутренней речи (при чтении про себя) или во внешнюю речь - при чтении вслух.

Письмо представляет собой сложный вид речевой деятельности. Трудность овладения письмом объясняется тем, что в нем отражен не только самый сложный – внешний письменный – способ формирования и формулирования мысли, но также и тем, что оно предполагает усвоение нового способа фиксации результатов отражения действительности, то есть ее графического представления. Этот вид речевой деятельности реализует письменное общение, опосредованное временем и расстоянием. Очевидно, что обучение этому виду деятельности на иностранном языке представляет самостоятельную, достаточно сложную задачу обучения. С позиции теории речевой деятельности, разработанной в трудах Зимней И.А., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., письменная речь представляет собой частный способ реализации речевой деятельности, ее продуктивный вид, в процессе которого происходит формулирование мысли и передача ее читателю в письменной форме.

Следовательно, письменная речь – это не просто речь, которая переведена в графические символы. Это независимый, со своими собственными правилами грамматики и построения письменного текста – письменный процесс, в продукте которого мы заинтересованы. В рамках коммуникативного подхода письменная речь воспринимается как социальное действие. Письменный процесс выступает как способ к информационному посредничеству: один человек сообщает что-то другому, в центре этого линейного процесса как продукт стоит информация: пишущий (отправитель), текст (информация), читающий (получатель, адресат).

Этот аспект продуктивности письменной речи является очень важным для обучения студентов письменной речи. По утверждению психологов (Выготского Л.С., Зимней И.А., Леонтьева A.A., Рубинштейна С.Л.) любой вид речевой деятельности характеризуется трехчастностью, поэтому и письменная речь как один из видов речевой коммуникации трехчастна. Ей присущи побудительно-мотивационная побуждающая, аналитико-синтетическая формирующая и исполнительная результирующая части.

Побудительно-мотивационная часть основывается на общей потребности человека в вербальном общении. В ее основе лежит целая система внеречевых факторов, образующих мотивацию. Мотив письменной речи – коммуникация, цель – передача информации, создание мыслительной задачи для других. Потребность общения, то есть коммуникативная потребность, выявленная в мотив, реализуется в цели письменной коммуникации. В письменной речи, как и во всякой деятельности человека, побуждения рассматриваются в качестве детерминирующего начала. Где нет этих побуждений, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Побуждения вызывают речевой акт как под влиянием внешней среды, так и в результате внутренней потребности субъекта сообщить о некотором событии, разъяснить какое-нибудь явление, доказать свою точку зрения. В результате срабатывания побуждения создается замысел высказывания.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Цели и функции контроля
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, ...

Классификация алгоритмов
Как и любое множество объектов, множество алгоритмов, можно классифицировать по различным основаниям. Для того чтобы выяснить, как обучить алгоритму, необходимо представлять цель применения данного алгоритма: преобразование объекта или его распознавание. В курсе алгебры 7-9 классов большинство алго ...

Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...

Навигация