Психологические основы письменной речи на старшем этапе

Страница 2

В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание. В письменной речи эта часть деятельности представлена в виде свернутых, внутренних умственных действий по составлению письменного речевого текста и является орудием осуществления мысли. Эта часть состоит из операционного механизма по внутреннему оформлению письменного текста. Основным действующим фактором при составлении текста является «упреждающий синтез», проявляющийся на всех этапах текста, так как только далекое и достаточно обширное прогнозирование всего того, что предстоит внести в текст, является мощным стимулом для последовательного дробного анализа отдельных частей текста.

Следует особо подчеркнуть, что механизм упреждающего синтеза является основной движущей силой при составлении письменного текста. Во-первых, благодаря действию этого механизма пишущий:

а) проговаривает во внутренней речи каждое слово, которое собирается записать, с характерными для него артикуляционными движениями и интонационным оформлением;

б) произнося слово, «предвидит» последующие слова и формы связи между ними;

в) представляет себе дальнейшее раскрытие замысла, причем не только в пределах одного предложения, но и в больших отрезках высказывания, а также в целом.

Во-вторых, при порождении письменного речевого высказывания возникает необходимость использования нового речедвигательного кода перехода к орфографическому написанию полных слов.

В-третьих, на данной стадии порождения письменной речи должен действовать внутренний слуховой контроль на основе представления слов во внутреннем произнесении перед их записью.

Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализация плана носит ярко выраженный внешний характер и реализуется в фиксации продукта письменной речи – письменного текста – графическим способом.

Определяя особенности старшего школьного возраста (период 15-16 лет) важно отметить, что для учителя и самого ученика основная задача этого возраста – сформировать психологическую готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению, оно включает систему мировоззрения и ценностных ориентаций, явно выраженную профессиональную ориентацию и интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основании стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Старший школьный возраст – это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, и, основываясь на этом, можно полагать, что он характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности. В сфере речевого развития старший школьный возраст – это возраст общей культуры речи. Причем, в этом возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной. В сочинениях старшеклассников отмечено совершенствование самостоятельности рассуждений, увеличение количества микротем и их языковая и смысловая насыщенность.

Совершенствуется морфология, синтаксис и стилистика речи, связность, цельность, контекстность письменного высказывания. В целом речь старшеклассника становится более литературной, точной, богатой новыми словами. Часто по форме она оказывается более совершенной, чем по содержанию.

В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально-ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения. Первостепенной задачей на этой ступени является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением.

Цель старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях), которая реализуется упражнениями речевого характера, – сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Учет гендерных особенностей в воспитательной работе
Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных п ...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...

Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией
Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта. Экспериментальная част ...

Навигация