Основные средства организации деятельности учащихся

Материалы о педагогике » Научная организация педагогического труда » Основные средства организации деятельности учащихся

Страница 1

Режим дня учащегося - сточки зрения физиологии и гигиены - есть точно установленный распорядок жизни, предполагающий правильное чередование в течении суток труда, отдыха, питания и сна, соблюдение правил личной гигиены.

Формированием режима дня школьника занимаются учителя, родители, и конечно, сами учащиеся. Мало кто из воспитателей в формировании режима дня видит какую- то существенную проблему. В системе НОПТ режим дня это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, нормативная основа жизни и деятельности учащегося. Ребята у которых правильно организован отдых, правильно организованно свободное время, по другому учатся.

Практическая деятельность, связанная с формированием режима дня школьника, начинается с выяснения, кто из учащихся имеет режим дня и насколько этот режим отвечает обоснованным требованиям, кто и как его выполняет. После изучения общего состояния необходимо уточнить путем бесед, наблюдений, а иногда и эксперимента. Затем на основе примерных режимных моментов и схем режимов для учащихся проводятся беседы с учащимися и родителями о режиме дня, его значении в деле обучения и воспитания. Выясняется есть ли режим дня у других членов семьи, какова их согласованность и т.п.

Разрабатывается режим дня, как правило, самими учащимися (в начальных классах - при помощи родителей), а корректируется учителем, классным руководителем. До этого режим дня согласуется с родителями. Согласованность с ними, несомненно будет способствовать его осуществлению.

Таким образом, с точки зрения НОПТ формирование режима дня учащегося рассматривается как важная педагогическая задача, связанная с организацией воспитания и самовоспитания.

Рабочее место учащегося – это зона его трудовой деятельности и в школе и дома. Это не просто стул, стол или парта, но и их размещение, оборудование, оснащение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В этой зоне должно быть удобно и интересно трудиться не только в течении рабочего дня, но и на протяжении многих лет учебы. Обеспечить НОТ школьника без целесообразно организованного рабочего места невозможно.

С позиций НОПТ рабочее место – понятие более широкое, чем зона учебного труда учащегося. В системе НОТ рабочее место - фактор повышения уровня организации труда учащегося, фактор его воспитания. Именно здесь реализуются передовые функции режима дня, решаются вопросы эффективности учебного труда, формируются ценные качества личности – точность, аккуратность, бережливость и т.д.

Трудится на хорошо оборудованном и оснащенном рабочем месте, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, легко и приятно. Подготовленное рабочее место создает повышенное эмоциональное состояние, что в сою очередь способствует удовлетворенности труда, формирует положительное отношение к процессу труда, снижает утомляемость.

В школе дела с организацией рабочих мест обстоят в целом неудовлетворительно. В школах, где введена кабинетная система занятий больше внимания обращают на внешний вид кабинета, чем на организацию рабочего места учителя или ученика.

Техника организации личного труда это комплекс автоматизированных приемов, простейших приспособлений и технических средств, позволяющих повысить уровень организации самостоятельной деятельности учащегося.

Цель –ядро организации любой деятельности, потому что в ней как бы скрыта жизненная энергия, необходимая для выполнения той или иной работы.

Задача с точи зрения НОТП – Это поручение, задание, которое следует выполнить на основе определенных заданий.

Важным исходным положением НОТ школьника является умение целесообразно выбрать и использовать методы и приемы деятельности. Чтобы быстрее и эффективнее достичь поставленной цели и решить возникающие по ходу задачи, важно найти и умело применить соответствующие методы и приемы труда.

Планирование – очередное исходное положение НОТ. Сущность его состоит в том, чтобы из разрозненных частей создать целостную систему работы, определить необходимый ее объем и содержание, рассчитать сколько потребуется времени для ее выполнения.

Важно также научить расчету работы во времени. Нормирование требует сама природа человеческой деятельности: без выработки определенных норм нельзя оценивать труд, разрабатывать обоснованный план. Нормирование - это не только путь к улучшению процесса труда, но и способ измерения его эффективности.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

История изучения проблемы заикания и причин его возникновения
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем разви ...

Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников
Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу. Экспериментальная работа проводилась в период ...

Навигация